Несмотря на упаднические настроения скептиков о нашей микроэлектронике, тут выясняется, что аж 25% микросхем, используемых в России в 2021 году, таки были отечественными. Четверть! Понятно, что речь не о передовых микропроцессорах, но таки о микросхемах! То есть, микроэлектроника в стране есть.
Теперь, насчёт перекрытия доступа России к производству передовых чипов. Ну тут всё так... подозрительно... ))) Повторюсь ещё раз, что у меня давно сложилось стойкое ощущение, что чипы нам всё-таки неофициально делают. Уж больно тихо как-то там, у разработчиков... :-)
Скажем, мне навскидку представляется такая простейшая схема, что создаётся куча Тайваньских компаний-прокладок, которые заказывают партии наших процессоров на TSMC, а дальше просто продают их российским компаниям. Логистику прокладки выстраивают сами. Всех блох из-за океана не отловишь и одним законом их не перекроешь. Не сомневаюсь, что искушённые коммерсы придумают ещё сотни и более хитроумных схем, куда уж мне до них...
Кстати, я давно уже удивлялся, почему США не запретят Тайваньской TSMC делать нам чипы. В комментариях диванные аналитики со смехом писали, что такие тупиковые чипы на устаревших техпроцессах никого за океаном не пугают. Так вот, стало быть, не такие уж и тупиковые чипы и не такие уж старые технологии, и таки пугают... )))
Конечно, нужно делать собственное оборудование и строить собственные фабрики. И такая работа идёт. НИРы по этим темам в открытом доступе, я не раз уже о них писал ранее. Да, запланировано всего лишь 28 нм к 2030-му году. Но я думаю, что работы будут интенсифицированы и расширены. По крайней мере, к этому нас не то, что подталкивают, а, я бы сказал, принуждают.
Тут я даже не исключаю кооперацию с Китаем, который тоже пытается разработать собственное оборудование для тонких техпроцессов, где наши совместные усилия могли бы помочь Китаю ускорить этот процесс. Тем более, что США последнее время активно вводят запреты на инструменты разработки и производства микропроцессоров, поставляемых в Китай, а также на технологии, позволяющие разрабатывать системы искусственного интеллекта.
Вообще, в мире активизировалась борьба за искусственный интеллект (ИИ). Видимо, технологии в этой сфере достигли такого уровня, что создание ИИ — дело уже нескольких лет (или максимум — одного-двух десятков лет). То есть, все посчитали, что цель уже настолько близко, что пора резко включаться. Если отстать с ИИ, то разрыв между странами, обладающими ИИ и не обладающими ИИ очень сильно возрастёт. И речь тут идёт не столько про рывок в техническом уровне всех отраслей страны (что тоже неимоверно важно), сколько, в первую очередь, про использование ИИ в сфере политики.
Страна, где политические решения просчитывает ИИ, имеет возможность качественно просчитать свою политику «вдолгую», и выйти с большим плюсом в горизонте нескольких десятилетий, даже если для этого в ближайшие годы придётся проходить некоторые минусы, «жертвуя фигуры». И именно ради, в первую очередь, этой цели, власти всех передовых стран уделяют области ИИ повышенное внимание. Ну и, конечно же, ИИ поднимет инженерную мысль на качественно новый уровень, это даже не обсуждается. Но политическая власть, инициирующая выделение денег на ИИ, думает прежде всего о политике.
Кстати, про политику. Сейчас на наших глазах в Азии формируется сила, способная уравновесить доминирование США во всех областях. Китай, Россия, Иран... Я бы ещё подключил товарищей из Северной Кореи... Консолидировав усилия по всем важным направлениям мы могли бы добиться значимых успехов, в том числе, и в микроэлектронике.
Нарождается новый «Варшавский блок». Правда, ведущая роль в нём по праву будет принадлежать Китаю. Но, в отличие от Варшавского блока и блока НАТО, ведущая роль страны-лидера не ожидается тотальной. Слишком большие и мощные государства будут составлять костяк этого союза. Скорее всего, речь идёт о реальном равноправии в нём. Поэтому взаимовыгодный обмен технологиями может стать одной из опций данного союза.
Пару слов про балльную систему
В сети я часто встречаю негатив в отношении введённой балльной системы определения отечественности российской техники, которую обязаны закупать госструктуры и компании с госучастием. Если в какой-то очень оптимистичный момент времени планировалось считать российской только ту вычислительную технику, в которой стоит отечественный микропроцессор, то потом данное правило пересмотрели, чем вызвали бурю негативных эмоций у многих патриотов.
Эмоции понятны, но нужно включить голову.
Во-первых, в новом балльном законе прописано, что на всех тендерах предпочтение в любом случае отдаётся технике с отечественным процессором. Это отечественная техника первого уровня. То есть, если на тендере сражаются два отечественных компьютера второго уровня (с иностранными процессорами), то они меряются пипи... степенью российскости по балльной системе (в соответствии с процентом тех или иных российских компонентов, имеющих разный вес в баллах), но как только в тендер приходит компьютер с отечественным процессором, удовлетворяющий условию тендера, те первые два сразу идут лесом вне зависимости от того, сколько они там баллов понабрали.
Во-вторых, если бы не эта система, то большинство тендеров просто бы не было удовлетворено, потому что выпускаемых отечественных процессоров банально в разы меньше, чем потребности госорганов и корпораций с госучастием, особенно, учитывая то, что Тайвань прекратил нам печатать наши процессоры (наверное). Банально случился бы коллапс.
Другое дело, если бы фабрики по производству процессоров стояли у нас и оборудование для производства делали бы мы. Тогда конечно, имея все технологии, следовало бы просто нарастить производство до необходимого, и забыть об иностранных процессорах вообще. Но мы не в такой ситуации, и без них мы пока обойтись не можем.
Заключение
На сегодня всё. Вот такие у меня размышления... Ставьте нравлики и излагайте свои мысли и дополнения в комментариях. И, конечно, подписывайтесь на мой канал, если вы ещё этого не сделали. Там где-то должна быть соответствующая кнопка... Пока! :-)