Мэг Вулицер, "Исключительные"
Думаю, многие уже читали, но я почему-то добралась до «Исключительных» только сейчас. И при всем восхищении точеными формами и формулировками «Жены», могу сказать, что этот роман теперь мой фаворит.
Форма – классическая длинная сага, мы проведем с героями много часов и лет, наблюдая, как они взрослеют. Герои сатирически архетипичны, Вулицер выбирает персонажей, которые могли бы стать героями ситкомов, шикарная, задрот, ничем не примечательная, злюка и так далее. Другие герои – зависть, любовь, ненависть, эгоизм и культ денег. И тут Вулицер берет и выворачивает наизнанку американскую мечту, а на обратной стороне все оказывается отвратительным или трагически-жалким.
А начинается все прекрасно. Творческий лагерь, друзья навсегда. Ах да – они все в чем-то исключительные, у них – талант. Они определяют себя так и дальше идут к бесконечному осознанию, что такое исключительность и успех. Лишь один, кажется, персонаж, назовет себя однажды обычным. У меня в школе так было, кстати.
Джулиан Барнс, "Элизабет Финч"
Роман, который я читала мучительно долго для себя, но смиренно – это же Барнс, дорога, которую ты проходишь. Ок, есть Элизабет Финч, строгая, суровая, умнейшая, она ведет лекции о культуре и философии взрослым студентам. Ок, есть Нил, он в разводе – и он в восторге, тотальном и бесконечном, от личности Финч. Они будут обедать вместе, они будут вроде бы дружить, потом она умрет, а он попытается разгадать, кем же была Элизабет.
Разгадка будет через 50+ страниц написания эссе о Юлиане Отступнике. Вернее, попытка разгадки. История Юлиана Отступника хороша, но ты начинаешь вязнуть, вязнуть и вязнуть.
Начинается третья часть – Барнс возвращает динамику и даже вводит эпизод культуры отмены, но на фоне нынешнего мира ты остаешься равнодушен. Кажется, тебе уже даже не интересно, кем же была Элизабет Финч, персонажи остаются плоскими, ты не веришь. Возможно, в другое время это была бы для меня совсем другая книга. А тут – «Как Пинчон», метко говорит Яна, мой друг по жизни и книгам.
Айелет Гундар-Гошен, "Лгунья"
Это как раз тот роман, который вы можете потом с легкостью отдать своим детям-подросткам. Я даже удивлена, что young adult не выбито крупными буквами на обложке. Хотя нет, не удивлена, это бы сузило аудиторию.
Сюжет прост. Есть девочка-подросток, которую никто не замечает. Есть раздраженный поп-певец, чье величие настолько позади, насколько можно представить. Она обвинит его в попытке изнасилования. Не ждите здесь драмы Карин Тюиль, все будет проще, хотя лжи и подоплеки лжи – много.
Что самое лучшее в этой книге? То, что потерялось в названии при переводе. В оригинале он назывался The liar and the city. И вот присутствующий в романе город – он великолепен. Чередование подростковой драмы и равнодушия города, который просто проходит сезон за сезоном.
Читать или нет? Если хотите легкий и чуть наивный роман на один вечер – пожалуйста. Если чего-то больше, то точно разочаруетесь.
Санаэ Лемуан, "История Марго"
Пусть вас не вводят в заблуждения обещания «французскости» во фрагментах обзоров на обложке этой книги, хоть здесь и есть Париж, кафе и киши. Но Париж можно заменить на Нью-Йорк, Лондон, как вам будет угодно.
Еще одна французская линия – явная сюжетная перекличка с историей семьи президента Миттерана (она проговаривается и в самом романе). Главная героиня – внебрачная дочь политика и актрисы, которая мечтает быть признанной отцом, которая пытается понять, есть ли у нее мать или нет, только героиня «Медеи» на сцене, кто она и кому нужна. То есть драма подросткового возраста, загруженная в запутанные обстоятельства.
Что очень хорошо? Вот этот внимательный подростковой взгляд, который подмечает очень многое, вплоть до того, кто и как стесняется в ресторане или ставит ноги. Подростковый бунт, вытаскивающий семейные секреты, порождающий череду необратимых событий (немного «Искупление»). Подростковый поиск кого-то, кто будет для тебя большим авторитетом, чем близкие взрослые. И тихий финал, все однажды вырастут.
Джен Кэмбл, "Диковинные диалоги в книжных магазинах"
Книга-игрушка, состоящая из диалогов в самых разных книжных магазинов, купленная мной в «Подписных» в Петербурге и прочитанная (частично вслух) по дорогу из Питера в Москву.
Да, жанр не удивляет, вариантов такого переложения диалогов и ситуаций из книжных было уже много, но это не умаляет прелести даже разового прочтения. Многие из этих диалогов ты встречаешь радостью узнавания, потому что могли они состояться не только в книжном магазине, но и в твой жизни. А некоторые – в тех или иных вариантах – уже состоялись.
Например, вот этот, просто идеален – про критическое мышление и функциональное восприятие реальности:
- Это все подержанные книги?
- Да.
- А у вас есть книга Стивена Кинга, которая выйдет на следующей неделе?
Кстати, к диалогам, собранным Джен Кэмбл, издатели добавили и диалоги из российских книжных. Не менее забавные и рассказывающие о нас многое.
Ребекка Маккай, "Мы умели верить"
Сразу предупреждаю – если вас триггерит тема ЛГБТ, дальше не читайте, книгу в руки не берите. Для тех, кого нет – это великолепный роман.
Если описывать его ходульно: два времени, 80-е в Чикаго, 2000-е в Париже. Есть несколько общих героев, которые их объединят, но это объединение будет болью. В Чикаго – гей-сообщество и эпидемия СПИДа. Никто еще ничего не знает про болезнь. В Париже – поиск выросшего ребенка и воспоминания о том, чего уже никогда не будет.
По факту – величайшая история про любовь и веру, разочарование и предательство, помощь ближнему и страх ближнего, поиск надежды и потерю надежды, все это истории вне пола, ориентации, времени, это человеческая жизнь, в которое много страдания, но мы стараемся пройти через него с верой и надеждой. Скажу честно, в конце романа я тихо хлюпала в носовой платок, а такое со мной происходит редко.