Архивное интервью 2018 года (22 октября). Лексика и орфография сохранены по желанию героя интервью. Но ненормативную лексику мы немножко подкорректировали.
Мы смотрим твои интервью и заметили, что в последнее время ты часто задаешь своим гостям вопросы, связанные с феминизмом. Ты сам интересуешься этой темой? Может быть, уже успел сформировать какое-то общее мнение о феминизме? Мог бы ты себя назвать феминистом?
— Ну назвать бы я себя, конечно, мог бы, но по факту и сексизм во мне тоже есть, как и феминизм. Я не считаю, что мужчина и женщина равны, у них разные тела, заточенные под разные задачи, но я за то, чтоб они имели равные права, формальные и неформальные, в общем, идея правового равенства — ценная для меня.
Лет в 14 я услышал песню Леннона «Woman is the "N" of the world», особо я тогда сердцем всю эту тему не вкурил, но как бы отметил про себя. Ну и далее по жизни у меня какие-то свои понятия вырабатывались, которые, как потом оказалось, созвучны некоторым фем-движухам.
Какого-то глубокого исследовательского интереса к фем-вопросу у меня нет — я не сижу на фем-пабликах (хз чё там делать, откровенно говоря, учится спорить?), вот разве что на ваш канал в телеграме подписан, ну и на uulzar-овских интервьюшках я иногда поднимаю эти вопросы, потому как мне кажется важным говорить о них.
Насчёт моего мнения о феминизме, как тебе сказать… Мне близки идеи феминизма, но в то же время, на мой скромный взгляд, мы, к сожалению, наблюдаем много дур, которые находятся в фем-игре лишь по причине компенсации собственной ущербности. Т.е. они бы и не против быть успешными «самками» в сексистской модели, но поскольку «успешности» добиться не получается, то они так или иначе находят себя в фем-плоскости, и их «не могу» мимикрирует под «не хочу». Типа, знаете, есть такая фигня про Будду — когда он, будучи принцем, послал всех в жопу и отошёл от мира.
Тут, в общем, важный нюанс, что прежде чем послать мирское в зад, он добился в миру офигенного успеха — был искусен в тридцати или скольки там науках и искусствах и всё такое, был красив, все девки были его. В то же время было много долбо*бов, которые тоже уходили из мира, но не потому, что приходили к какому-то осознанному разочарованию в мирском бытие, а просто потому что внутри мирской системы оказывались несостоятельны — соответственно, шли в духовные сферы, типа, хули делать в миру, это всё мышиная возня и так далее.
И хотя оба типа (и Будда, и долбо*бы) посылают мирское бытие нах*й, за этим посыланием стоят две совершенно разные мотивации: один делает это из понимания ущербности мирского, второй — от неспособности себя проявить в нём. То же и с феминизмом — имхо, там хватает баб, которые пришли к этому скорее от неспособности проявить и утвердить себя в традиционной общественной модели, ну и иди оно, стало быть, нах*й.
С другой стороны, возьмите женщину, которая успешна как «самка» (я сейчас не вкладываю в слово «самка» негативного оттенка), и при этом самостоятельно приходит к ущербности бытия просто «самкой» — это две большие разницы будет.
Мне кажется, было бы хорошо, если бы второго типа феминисток было больше, чтоб это был осознанный «феминизм», а не компенсация собственных комплексов и фэйлов каких-то по жизни. Как-то вот так, на мой взгляд.
Какие вопросы, связанные с гендерным неравенством, кажутся тебе наиболее актуальными в нашем регионе?
— Нууу… те, что кажутся мне актуальными, они характерны не только для нашего региона. Например, мне не нравится, когда из девок делается товар — атрибут успешного мужика или всякая такая херня.
Недавно вот смотрел по инету церемонию взвешивания Хабиба и Макгрегора перед боем — какого хера там стоят полуголые красивые бабы, нах*я? Ну, то есть, понятно, конечно, нах*я — они там типа как украшения, но мне кажется, что это жёсткий пизд*ц — когда баб там используют как цветы, бляд*, в вазах. Я вот на минутку попробовал представить — кто они, эти бабы, чем живут, как они там оказались — почему, во имя чего; что им по жизни нравится, что не нравится, какие у них убеждения; это ведь живые люди, личности, типа, чьи-то там дочери, подруги и всё такое, но в данных условиях всем совершенно пох*й до них как до личностей, единственное значение имеет их декоративная функция. И когда девки становятся элементом декора — мне это не нравится.
Или, к примеру, практика, которая применяется на автосалонах — возле тачек тоже всегда тусуются красивые бабы разной степени раздетости. Согласитесь, смешно будет ставить полуголых мужиков возле тачек — и я тоже с этим согласен, но вот баб ставить — это как бы нормально на сегодняшний день.
В то же время, многие феминистки могут резонно возразить мне, типа, эй, бляд*, не указывай нам что делать, а что — нет; мы — женщины, и если нам нравится стоять с голым задом около красивых тачек, и мы себя чувствуем так красивыми — то это наше неотъемлемое право и нех*я нам указывать, — и тоже будут по-своему правы.
С другой стороны, если вы возьмёте, например, мусульманскую культуру — там всего этого нет; и тут получается палка о двух концах, с одной стороны можно орать в голос, что они (мусульмане) там все ох*ели и бабам там своё лицо лишний раз нельзя показать, и машину им нельзя водить, и на выборы им нельзя; с другой стороны — насилие по отношению к женщине там стремится к нулю, равно как и сексуальная объективация.
Я несколько лет назад как-то общался с тётками из одной мусульманской страны, они говорят, что им вообще там за*бись, они там как царицы. Так что тут есть о чём подумать — вот вроде ущемление прав женщин, но вот это «ущемление» порождает отсутствие сексуальной объективации, по крайней мере, в массовой культуре. Хотя мне, конечно, западный и дальневосточный паттерны намного ближе.
С другой стороны — насилие по отношению к женщине там стремится к нулю, равно как и сексуальная объективация. Я несколько лет назад как-то общался с тётками из одной мусульманской страны, они говорят, что им вообще там за*бись, они там как царицы. Так что тут есть о чём подумать — вот вроде ущемление прав женщин, но вот это «ущемление» порождает отсутствие сексуальной объективации, по крайней мере, в массовой культуре. Хотя мне, конечно, западный и дальневосточный паттерны намного ближе.
По крайней мере, в массовой культуре. Хотя мне, конечно, западный и дальневосточный паттерны намного ближе.
Как ты считаешь, местное общество готово к дискуссиям на темы гендерного неравенства?
— Ну да, готово, а чё нет? Понятно, что вопли и с той, и с другой стороны — тоже неотъемлемая часть этих дискуссий, ну а чё делать? Думаю, среди ора найдётся место и какому-то конструктивному движу.
По-твоему мнению бурятский менталитет совместим с феминизмом?
— Я не совсем понимаю, что вы разумеете под «бурятским менталитетом». Если вы про «мужчине — путь, а женщине — очаг» и всю эту тему, то, конечно, несовместим, ибо тут женщине сразу указывается её место (как и мужчине, впрочем), в то время как феминизм говорит нам о равенстве, праве выбирать для себя те или иные позиции и всё такое.
Мы все в какой-то степени заложники старых представлений о том, как всё должно быть устроено, а сейчас ситуация такая, что мир уже изменился, а наши представления о нём и нашем месте в нём не совсем успевают за этими изменениями.
Изначально ведь почему мужику путь — потому что «средний мужик» сильнее, выносливее, быстрее «средней женщины» — тут чисто биологическая херня работает. Ну и женщине, соответственно, остаётся очаг — детей рожать и жрать готовить. Но в сегодняшнем мире, особенно в городской среде, скорость, сила и ловкость, по большей части, уже нафиг никому не нужны в той степени, в какой это было хотя бы лет сто назад — все мозгами работают, потому вот эта установка насчёт пути и очага — она тоже во многом теряет свою актуальность. И бабы, плюс-минус, могут заниматься традиционными «мужскими» делами, а мужики — «бабскими».
Общественные представления, в свою очередь, за этой хуйн*й, понятное дело, не успевают, что и служит причиной вопросов совместимости феминизма и менталитета. Ну и плюс бурятам, как всем малым этносам, чтоб себя не потерять приходится или жёстко за традицию цепляться, ибо там хоть какие-то корни и самоидентификация есть, либо в рамках современной мировой культуры что-то конкурентоспособное делать, что в разы сложнее, так что проще всегда за традицию и обычаи топить, и потому весь этот «новомодный феминизм» у традиционной публики всегда будет отторжение вызывать как угроза потери бурятскости и всё такое. Но в целом, я думаю, какой-то конструктивный движ возможен, да и вообще, я бы не сказал, что бурятские женщины как-то жестко угнетены.
Многих девчонок, наверное, напрягают ожидания общества, что вот, дескать, ты должна родить, быть хорошей женой и всё такое, а развиваться чисто для себя — это как-то не по-женски, но если ты сознательно идёшь в какое-то меньшинство (неважно, феминистки, веганы или ещё кто) — то большинство всегда будет тебя немного поддрачивать, думаю, надо просто быть готовым к этому. Если бы расклад сил был бы противоположный — то, наоборот, поддрачивали бы семейных, так уж человек устроен, имхо.
Социум сегодня очень сильно давит на женщин (мужчинам тоже достается), навязывая нездоровые идеи насчёт своего внешнего вида и сексуальности, вокруг телесности создаётся огромный стресс… В отношении мужчин — это мачизм, брутальность и то, что мужчина — главный добытчик… Как во всём этом прекратить париться? Может у тебя есть совет?
— Ха, нет, совета у меня точно нет! Под нездоровыми идеями насчёт внешнего вида и сексуальности, вы, видимо, имеете в виду, что вот есть какой-то искусственный стандарт –правильный овал лица, ухоженная кожа, большие глаза, накачанная жопа, эпиляция, вся херня и девчонки находятся в перманентном стрессе и страдании постоянно пытаясь этому стандарту соответствовать? Соответственно, и у пацанов тоже есть свои пунктики, да?
Не знаю, я сильно не драматизирую ситуацию вокруг этого, хотя это, конечно, несколько грустно. Но протестовать против этого — это примерно то же самое, как если бы павлины начали бы протестовать, что им приходится иметь большой хвост, а оленям — рога, чтобы завлекать противоположный пол.
Эти все пунктики, как мужские, так и женские, они ведь имеют смысл только при наличии противоположного пола, а так, мне кажется, все эти стандарты нафиг никому не нужны. Пока в нас жив инстинкт размножения — будет и эта херня как его проявление.
Можно, конечно, забить на внешний вид, но тогда придётся выделяться чем-то другим — интеллектом там или какими-то духовными или нравственными качествами, но это тоже в свою очередь будет порождать стресс. Я имею в виду, что мы, конечно, можем отказаться от того, чтобы выделяться с помощью брутальности или макияжа или красивого носа, но от того, чтобы выделяться вообще мы отказаться не можем.
Тут скорее речь не о том, что ты пытаешься соответствовать каким-то глупым и надуманным стандартам, а о том, что ты пытаешься выделиться и обогнать других однополых конкурентов, что и является источником стресса, но так устроена наша природа, хе. Хз, я могу и ошибаться, я не настаиваю.
Забавно, конечно, что самкам, чтобы привлекать внимание самцов, приходится разрисовывать себе лицо и всё такое, но мы типа тут все на ярмарке, продаём себя и покупаем других, и так мы устроены как вид. Лосям, может, тоже не нравится бодаться из-за самок, но что им делать остаётся?
В общем, я с известным смирением принимаю эту ситуацию, да и вообще, сексуальность, я думаю, основывается на уверенности в себе, а не на форме сисек, ну и как бы мозг — самая сексуальная часть тела, если что. Остальные все херни скорее опциональный характер носят.
У мужчин ты часто спрашиваешь о том, приходилось ли им когда-нибудь драться, уважают ли их пацаны и т.д. Ты думаешь, что все мужчины должны соответствовать стандартам гегемонной маскулинности?
— Нет, я так не думаю, но мне интересно, что на этот счёт думают другие. Вопросы насчёт «драться» и «уважения» — тут в большей степени речь об опыте, и об отношении к этому опыту, чем о соответствии маскулинным стандартам.
Что значит для тебя быть мужчиной?
— Ну, я, конечно, мог бы сказать, что быть мужчиной — это ссать стоя, а остальное — херня и предрассудки, но по факту у меня довольно классическое представление по этой части, вроде того, что быть мужчиной (соррян за пафос) — значит брать ответственность за свои поступки и слова, защищать тех, кто слабее, нести ответственность за близких — такие вот вещи. Думаю, женщин, поступающих таким образом тоже много, но в нашей культуре пока что это ещё называется «быть мужчиной».
Почему ты так уничижительно обращаешься к женскому полу, употребляя в общении с гостями выражения, типа «телка» и т.п.? Что лично это слово значит для тебя? Считаешь ли ты нормальным употреблять именно это слово в отношении женщины?
— Ещё я употребляю слова «баба», «девка», но какой-то уничижительный смысл не вкладываю в них. Конечно, это не всегда на 100% звучит корректно, но я и не стремлюсь быть корректным. Слово «тёлка» чаще использую для обезличенного обозначения молодой девушки, но в жизни редко им пользуюсь, честно говоря.
В интервью LIFE | Новости ты попросил ведущую Адель описать свою внешность. Скажи тебе всегда важно разговаривать только с «красивыми девушками». В девушках тебе кажется важным в первую очередь внешние данные? Вообще-то это сексуальная объективация.
— Да нет, вообще неважно разговаривать только с «красивыми», хотя, конечно, в условиях выбора при прочих равных я предпочту иметь дело с более красивой, чем с менее, но это, чёрт возьми, биология и меня по необъяснимым причинам почему-то тянет к красивым больше, чем к некрасивым, ничего не могу с собой поделать. Опять же понятие «красивые девчонки» не так чётко дефинируется как, например «высокие девчонки», в смысле, что вот если б я сказал, что предпочитаю высоких девчонок низким, было бы понятно, что вот он по какому-то надуманному критерию всех баб делит на первый и второй сорта. Но тут не всё так однозначно, потому как непонятно, какие красивые, а какие нет, ну если, каких-то крайних случаев не брать.
В первую очередь важны внутренние данные сто пудов, но внешние данные тоже немало значат. И да, в какой-то степени мне не чужда сексуальная объективация, вы правы.
Известный музыкант Алихан Дзе поддерживает нашу позицию в отношении одного местного фонда, выступающего против абортов. Напомним, что аборт — это право каждой женщины. Кстати, этот фонд тесно работает с РПЦ. А как ты относишься к усилению роли религиозных организаций и объединений и их вмешательство в личную семейную жизнь? Это очень заметно в нашем городе последнее время.
— Ахаха, расчёт был, что авторитет известного музыканта Алихана должен заранее определить мой ответ? Ну, меня не напрягает, если какие-то фонды или религиозные товарищи говорят, что аборт — это плохо (т.к. хорошего в этом и правда мало) до тех пор, пока это не приводит к попыткам что-то поменять законодательно, например, запретить легальные аборты (потому как запретить нелегальные у них едва ли получится).
Я не знаю про какой такой фонд вы говорите, но думаю, было б лучше, если б они учили как предотвратить нежелательную беременность, а не топили бы за запрет абортов, ибо нежелательных беременностей от того, что они топят, не убавится, и вся эта индустрия просто перейдёт в нелегальную плоскость. Но я, честно говоря, не верю, что кто-то таких людей всерьёз воспринимает, всегда среди верующих есть какой-то процент с ПГМ, ну и что, это не только христианства проблема, думаю, не стоило поддаваться на провокации лишний раз.
К «усилению роли религиозных организаций» херово отношусь, ибо они мало отношения к богу имеют. Сомневаюсь, что Иисус бы сейчас бегал бы с какими-то инициативами и топил бы за законодательный запрет абортов.
Этот весь движ вообще мало отношения к Иисусу имеет, так что я бы особо не парился по части борьбы (да и как с ними бороться?) с разного рода «религиозными активистами» и уповал бы на милость господню. Хорошее образование, думаю, — лучший метод борьбы с разного рода ересью.
Есть у тебя какой-то совет или пожелания нашим сторонницам_кам?
— Да не, забавно всегда читать такие вопросики про советы в конце интервью. Нет у меня советов. Удачи!
Спасибо! У нас тут ещё вопросик назрел, если ты не против. В одном из последних выпусков “Максимального эффекта” ты сказал, что у нас встречаются сатанистские посты, не мог ты уточнить какие посты вызывают у тебя такое неприятие и почему?
— Да у меня там, собственно, ничего неприятия не вызывает и чувств не оскорбляет, просто иногда кажется, что некоторые ваши публикации отталкивает потенциальную целевую аудиторию, особенно умеренного толка, которая в свою очередь для широкой публики наиболее адекватной представляется.
Помню, в телеге был рассказик от первого лица, когда баба сокрушалась, что врач ей посоветовал родить в качестве профилактики сердечных болей (или ещё чего, не помню), а она не могла допереть какая связь между сердцем и вагиной и говорила, мол, дура та врач. Или Пелевина там где-то ругали за последний роман. Я к тому, что Пелевин от этих постов по-другому писать не станет, как и та врач едва ли изменится. И со стороны может выглядеть, что вы тупо желчью исходите ради того, чтобы исходить желчью, хотя этого дела и так в мире хватает, что со стороны может отталкивающее впечатление производить. Но я не осуждаю, если чё, делайте, что хотите =)