Как известно, американский Boeing и европейский Airbus перестали продавать России авиалайнеры своего производства, а также обслуживать уже имеющиеся у отечественных авиакомпаний самолеты. Отказ от поставки комплектующих поставил под удар производство «почти» российских среднемагистральных МС-21 и ближнемагистральных «Суперджет-100».
Тем не менее «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала с «Аэрофлотом» соглашение на поставку авиакомпании 339 самолетов до 2030 года. Это говорит о том, что советский задел в отечественном авиапроме еще сохранился и его намерены использовать для возрождения отечественного гражданского авиастроения.
Всего до конца десятилетия страна получит 1036 самолетов, среди которых будут машины всех классов, начиная от дальнемагистральных Ил-96 и заканчивая легкими многоцелевыми «Байкалами».
В классе дальнемагистральных самолетов чиновники департамента авиационной промышленности еще совсем недавно возлагали большие надежды на совместный российско-китайский широкофюзеляжный лайнер CR929. Однако с сотрудничеством не заладилось.
Китайские партнеры получили от российских авиаконструкторов технологии, необходимые для производства широкофюзеляжных самолетов. Эти компетенции у нас сохранились благодаря еще продолжающейся штучной сборке авиалайнеров Ил-96.
Большего от России китайцам не потребовалось, после чего они начали настаивать на раздельных продажах CR929. Это значит, что у нас должны были остаться документация на самолет и отечественные композитные крылья, используемые при его сборке. Все остальное - китайское, причем с китайцами же нам бы и пришлось конкурировать на мировом рынке.
Понятно, что российскую сторону такое положение вещей не устроило, поэтому и было принято решение не только возобновить производство Ил-96-300, но и приступить к модернизации самолета. Так, сегодня уже испытывается модификация Ил-96-400М с удлиненным фюзеляжем, дальностью полета более 8 000 км и увеличенным до 370 числом пассажирских мест.
Двигатели на модернизированном Ил-96 тоже российские - ПС-90А, как и новый пилотажно-навигационный комплекс. Проблему с иностранными комплектующими удалось решить и для среднемагистральных МС-21. Они, к счастью, разрабатывались не только под американскую силовую установку, но и под отечественные двигатели ПД-14.
Кроме того, в качестве «дублера» МС-21 решено произвести четыре десятка Ту-214. Также будет продолжено производство «Суперджетов» в модификации SSJ-NEW, доля отечественных комплектующих в котором составляет 97%. Как и в случае с МС-21, «Суперджеты» в ближнемагистральном сегменте не будут одиноки. Параллельно с SSJ-NEW будут выпускаться более простые и неприхотливые турбовинтовые Ил-114-300.