Туркестанское районное охранное отделение было создано в 1907 году вместо полгода просуществовавшей розыскной структуры при канцелярии Туркестанского генерал‑губернатора.
Его руководителем был назначен бывший начальник Туркестанского отделения жандармско‑полицейского управления Ташкентской железной дороги подполковник Николай Антонович Васильев. Примерный семьянин, отец четырех детей.
Родился 22 ноября 1864 года. Учился в гимназии при Санкт-Петербургском историко‑филологическом институте. Затем два курса на юридическом факультете Императорского Новороссийского университета. Отчисляется и поступает в Одесское пехотное юнкерское училище. Служба в Брестском пехотном полку. Поручиком перевелся в Отдельный корпус жандармов. С 1906 года в Средней Азии.
В декабре 1907 года Васильева сняли. Отправили служить начальником Владивостокской крепостной жандармской команды. Причина - личный звонок Туркестанского генерал‑губернатора Н. И. Гродекова директору Департамента полиции М. И. Трусевичу:
- «Возвращение подполковника Васильева… признаю нежелательным не только в виду сведений о злоупотреблении спиртными напитками, не корректном отношении к семье, получившим огласку, но самое главное в виду запущения Васильевым дел настолько, что некоторые арестантские дознания оставались без движения по месяцу, розыск вёлся вяло и не вполне удачно, только настойчивые указания заставили обратить внимание [на] местную революционную организацию, причём ликвидации её до сих пор ещё не последовало»
Руководителем вместо Васильева Туркестанского районного охранного отделения стал 49‑летний сотрудник департамента полиции надворный советник Леонид Антонович Квицинский.
Он провел служебное расследование, которое выявило следующее:
- Отделение бездействовало; его начальник с товарищами и сослуживцами предавался таким кутежам по местным притонам, что становилось страшно за человека». В один из таких кутежей в какой‑то здешней гостинице чины отделения во главе сего начальником, конфузясь своего поведения вздумали завесить портрет Государя Императора скатертью
Собутыльником Васильева был также историк - выпускник Императорского Археологического института в Санкт-Петербурге и начальник Туркестанского отделения жандармско‑полицейского управления Ташкентской железной дороги Николай Митрофанович Яворский. Его также перевели в штаб Отдельного корпуса жандармов в качестве старшего адьютанта.
Неудачная получилась служба в госбезопасности у двух историков!
Главной проблемой для сыскарей стала супруга Васильева - Елена Константиновна Васильева. Она передала ташкентским эсерам все данные об осведомителях тайной полиции и оперативном составе. Один из осведомителей был казнен. За каждым оперативным работником велось наблюдение.
Как не странно, но Елену Константиновну даже не арестовали. Только установили негласное наблюдение.
Новый начальник охранного отделения Квицинский сам был из осведомителей. В 1884 году сдал революционную ячейку в Одессе. По линии защиты свидетелей его вывезли в Томск. Вернулся оттуда в 1886 году секретным сотрудником Одесского жандармского управления (то есть осведомитель на окладе). В 1887 году перевели в Санкт-Петербургский университет, где тогда были сильны революционные настроения. А в 1890 году взяли на официальную должность в Департамент полиции.
В Туркестан Квицинский был направлен под прикрытием. Провел блестящую работу:
- выявил связи местных революционеров с кавказскими
- установил участников покушения на губернатора Ферганы
- выявил организаторов хищения пулемётов и экспроприаций
- ликвидировал тайную типографию эсеров в Коканде
- раскрыл революционную пропаганду в русских войсках в регионе, арестовав агитаторов-офицеров.
Поэтому кандидатуру Квицинского посчитали подходящей для руководящей.
И ошиблись! Туркестан быстро сделал его абсолютно бесполезными для работы.
В 1909 году стали поступать донесения. Друг Квицинского начальник наружного наблюдения Ваганов обложил данью половину филеров. Тех кто не платил заставляли работать за двоих. Но это полбеды:
Из-за болтливости подчинённых Квицинского все сотрудники наружного наблюдения были провалены, их данные известны ташкентскому революционному подполью. Сотрудники жаловались, что им не выдавали вовремя суточные и командировочные деньги, а после задержки выплачивали не в полном объёме.
В результате была проведена проверка.
- Она выявила, что агентуры по одной РСДРП не было вообще. У ценных секретных сотрудников кураторы менялись до трех раз в год. Ощущалась нехватка секретных сотрудников, работающих по социалистам. Самая острая проблема — панисламизм — осталась вне наблюдения.
Проверка стала основанием для увольнения надворного советника Квицинского, который был переведён в Московское охранное отделение рядовым сотрудником для письма. Там он превратился в алкоголика.
Так часто бывает. Редко хороший автослесарь становится хорошим директором автомастерской. Это касается и хороших оперативных работников. Как опер он великолепен. А как станет начальником то другим жить не дает. С собой сравнивает. Кому это понравится?
В декабре 1909 назначили нового начальника Туркестанского районного охранного отделения подполковника Владимира Ивановича Андреева. Ему пришлось трудно, так как все местные военные и гражданские начальники негативно относились к сыскарям из-за поведения предшевствеников.
В 1912 году подполковника Андреева сменил помощник начальника Варшавского охранного отделения подполковник Владимир Иванович Сизых. Он смог наладить хорошую агентурную работу, в том числе и за рубежом - в Афганистане и Иране. Но негативного отношения к охранному отделению, он переломить не смог.
Для подготовки материала использовалась статья Владимира Владимировича Хутарева-Гарнишевского Скандал в охранном ведомстве. К становлению русского сыска в Туркестане в 1907 - 1909 гг.
Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы