Найти тему

Голос, зрение, координация - Война или Мир? Фортепианное родео.

Традиционные уроки фортепиано напоминают мне родео: учитель воюет с восприятием ученика. Победит тот, кто меньше поранится и позже «вылетит из седла». Кажется, вся методология начального периода нацелена против восприятия ребёнка, и создана с целью разрушить его самоуважение и уверенность в себе.

Играть на фортепиано – это значит:

  1. владеть координацией всех пальцев обеих рук,
  2. владеть всем клавишным пространством,
  3. уметь читать ноты с листа,

И ВСЁ ЭТО - ОДНОВРЕМЕННО.

Однако педагог не скоро позволит ученику играть. Сначала новичок проходит долгий период разучивания клавиш, нот, музыкальной теории и подготовки рук. И все это - по отдельности!

Мы уже знаем, как восприятие новичка относится к невостребованному материалу. Придя в класс, ребёнок обычно полон радужных надежд. Он готов перенести все трудности, чтобы осуществить свою мечту: сесть и двумя руками сыграть СВОЮ МУЗЫКУ. Именно поэтому ученики долго пытаются выполнять все, что просит учитель, и даже с энтузиазмом приступают к зубрежке – мужественной борьбе с собственным восприятием, которое сопротивляется такой учёбе изо всех сил.

До сих пор учителя думают: достаточно отдельно поработать над кистью, отдельно понажимать клавиши - «ощутить тяжесть руки», отдельно поучить нотную грамоту и отдельно поиграть упражнения - и ученик начнёт играть. «Подготовив» вас таким образом, они уверены: стоит вам только открыть нотный текст - и все эти навыки заработают, как один дружный коллектив, и у вас «запляшут лес и горы».

Увы, этого никогда не происходит. Навык, выученный отдельно, остается навыком, выученным отдельно! А отдельные навыки не спешат объединяться в одно целое на общее благо. Здесь работает все тот же нейрофизиологический закон: для того, чтобы освоить новый вид сложной деятельности, нужно работать над всей этой деятельностью. Навыки нужно осваивать постепенно – но одновременно!

Можно ли читать книги за рулём?

Уметь читать и уметь кататься на велосипеде - не значит уметь делать это одновременно.

Можно сразу давать ученику массу упражнений. Он освоится с клавишами, научится «ходить», обретёт координацию и уверенность в движениях, изучит «карту» расположения клавиш и октав. Чем увереннее координация рук, тем развитее аппарат, и  тем больше мышечной свободы. Это значит, что клавиши стали частью сознания человека. Но это вовсе не значит, что теперь ученик откроет нотный лист и свободно сыграет пьесу. Даже хорошей координации не достаточно, чтобы бегло читать ноты!

При игре простых упражнений восприятие быстро схватывает нотную последовательность и  работает на «автопилоте», освободив внимание для координации. Однако если маршрут резко усложнился, да ещё надо его «расшифровывать», ограниченные приёмы упражнений не помогут. Научившись водить машину по знакомой дороге, мы всегда сбавляем скорость на незнакомой местности. И чем тяжелее разобраться в маршруте, тем медленнее наш путь - вплоть до полной остановки.

Почему «традиционный» учитель любит повторять: «заниматься, заниматься, заниматься»? Потому что разбор нового произведения происходит слишком, несуразно медленно. Порой, чтобы сыграть его от начала до конца, нужен целый урок! Учитель и представить себе не может ученика, который, как и должно быть, просто открывает ноты и сразу играет пьесу с листа. Отсюда еще одно популярное высказывание: «работать над разбором произведения». Это значит, буквально, что ученик сидит, и медленно, нота за нотой, «разбирает» музыку.

Представим сей удивительный процесс в «лицах».

Несколько минут из жизни способностей(драма в одном действии)

-2

Восприятие: Эх, надоела зубрежка правил! Вот бы поиграть чего-нибудь!

Координация: Тебе что, ганона мало?

Восприятие: Скукотень - твой ганон! Надоело! Музыки хочу!

Зрение: А обо мне ты подумало? Читать-то мне придётся! Тут глаз да глаз нужен! А кто меня учил?!

Восприятие: Ура! Пьесу дали учить! Конечно, не «Лунная соната», но пойдёт. Про звездочки песня. Простенькая!

Координация: Простенькая?! Ты что, шутишь? Да тут же обеими  руками надо играть!

Восприятие: Ну и что? Ты же ганон двумя руками играла!

Координация:  Ну, ты сравнило! Там одно и то же по кругу – и новичок поймёт. А тут белиберда какая-то. Я так не договаривалась!

Восприятие: А зрение на что? Пусть поможет!

Координация: Ага, жди! Вон оно - в первую ноту уперлось, и соображает, как же найти ещё две.

Слух: Эй, «интеллигенция», вы там скоро?! Или хороним кого?.. Я сейчас засну! Сколько ж можно одну ноту жевать? Имейте совесть!

Координация: Не ори, «пролетарий»! Ты там баклуши бьёшь, а у меня тут чёртова сотня клавиш. Ковыряюсь в полных потемках! Руки от страха аж свело – того и гляди, вляпаюсь… куда-нибудь не туда. Слышь, зрение, ты бы хоть немножко помогло!

Зрение: Да? Если я сейчас от этой ноты оторвусь, сроду её не найду! Ты давай, как-нибудь ползком, а…

Слух: А-ай! Вы что там творите? Что за фальшь?! Мне же больно!

Координация: Ох, пардон, пардон… Я одна – а клавиш много, пропади они пропадом…

Зрение: Ну вот, приехали! Где это я? Эй, кто-нибудь, отзовитесь!

Координация: Ничем помочь не могу. Сама еле двигаюсь…

Слух: Ну, всё! Хватит! Разбирайтесь сами! Я вам что, Шерлок Холмс – искать музыку по трём фальшивым нотам в темпе умирающей черепахи!

Восприятие: Ребята, что там за проблемы?! Где правильные пальцы? Почему ритм не соблюдаете?! Вы там что, заснули? Учитель по-русски сказал: чтоб в темпе и выразительно!

Координация, Зрение и Слух: Ну, ничего себе! Вот само и соблюдай! И выражайся само! Мы при детях не можем…

Восприятие: Бунт на корабле?! Да вы что?! А как же я? А мне что делать?.. Да кто же я, если с такой песенкой за месяц справиться не могу?..

Зрение, Слух и Координация: Бездарность ты! Все мы тут бездарности! Дохлое это дело, братцы. Гори оно огнём! Сматываться отсюда надо! Правильно учитель говорит: не всем быть Моцартами!

Занавес.

Вот такая «идиллия»! Единственное спасение при таком раскладе – натаскивание.

Чтобы произведение стало мало-мальски похоже на музыку, нужно часами, изо дня в день терпеливо разбирать его, а потом собирать по кусочкам, как составную картинку-пазл. При этом почти всю тяжесть неподъемного материала берёт на себя мышечная память. Слух и логика также делают все возможное, чтобы  избавить восприятие от каторжной работы. Итог: умение читать ноты почти не формируется. Пьеса запоминается - и становится одним большим, но бесполезным навыком! Запомнить лишь конкретное, разовое сочетание звуков, которое быстро забудется, и не прибавить себе свободы чтения – много ли тут пользы?..

Такое выучивание можно только терпеть, как неизбежное зло. Оно оставляет столько тяжелых воспоминаний, что радость от результата исчезающее меркнет. Большинство «музыкально образованных» не заставишь разбирать новый материал. Чаще всего они годами не подходят к инструменту! А если и подходят, то весь их репертуар - пара вызубренных пьес, вспомнить которые тяжело, а повторить по нотам невозможно. Ведь читать с листа они так и не научились.

Продолжение следует...

Вся книга Е.В.Хайнер "Стать музыкантом? Легко!" https://globalmusiceducation.com/pages/you-can-be-a-musician-all-russian