Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Мама" (Россия, 1999) и "Мама, не горюй" (Россия, 1998)

Мама. Россия, 1999. Режиссер Денис Евстигнеев. Сценарист Ариф Алиев. Актеры: Нонна Мордюкова, Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Кравченко, Михаил Крылов и др. 0,2 млн. зрителей.

Можно рассматривать фильм Дениса Евстигнеева, как плакатный символ Матери-Родины. Она, дескать, все время хочет своим детям «как лучше», но в итоге получается «как всегда». То есть нищета, болезни, криминал, тюрьма и беспросвет...

В этом случае «Мама» свою задачу выполняет полностью...

Можно попытаться увидеть в «Маме» драматическую реконструкцию нашумевшей в прошлом истории семьи музыкантов Овечкиных, вопреки здравому смыслу отважившихся угнать самолет. В этом случае, увы, картине явно не хватает психологической глубины ...

Можно посчитать «Маму» американизированным фильмом действия, основанном на традиционной схеме вызволения «хорошего парня» из «плохой тюрьмы». Когда из разных городов и весей собираются родственники и друзья, чтобы в последний раз «тряхнуть стариной»... Но в при таком раскладе полноценный action фильма стопорится как раз на тех эпизодах, которые претендуют на психологический драматизм...

Бесспорно, в «Маме» есть хорошо поставленные моменты (к примеру, пролог фильма). Да и известные актеры делают все, что в их силах, чтобы наполнить эскизно прописанные характеры персонажей жизненной убедительностью.

Прекрасные операторы Сергей Козлов и Павел Лебешев талантливо, на самом высоком уровне «конвертируемого» качества выстраивают изобразительный ряд картины.

Один из лучших наших композиторов — Эдуард Артемьев — использует все возможности стереозвука, чтобы минорная мелодия фильма стала еще пронзительней и печальней.

Но в итоге получается все-таки плакат. Правда, яркий и запоминающийся...

Александр Федоров, киновед

-2

Мама, не горюй. Россия, 1998. Режиссер Максим Пежемский. Сценаристы: Константин Мурзенко, Максим Пежемский. Актеры: Гоша Куценко, Николай Чиндяйкин, Сергей Колтаков, Евгений Сидихин, Сергей Векслер, Валерий Приёмыхов, Иван Охлобыстин, Андрей Панин, Маша Бакланова, Мария Машкова, Елена Шевченко, Александр Баширов, Нина Русланова, Иван Бортник, Олеся Судзиловская, Виктор Вержбицкий и др.

Известность в узких кинотусовочных кругах пришла к Максиму Пежемскому после его пародий «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» и «Пленники удачи».

В первой картине режиссер довольно едко обыгрывал штампы советских фильмов 1930-х — 1940-х о героических летчиках и полярных исследователях. Во второй — фантазировал на темы советских комедий 1950-х — 1970-х (включая фильмы Гайдая и, разумеется, «Джентльмены удачи»). Впрочем, фантазия, по-моему, вышла скучная...

Нынешний фильм Пежемского явно «косит» под Тарантино («Криминальное чтиво»).

Его герои, занятые поиском некого неуловимого «морячка», говорят «чисто по фене», натурально балуются наркотой, бухают, машут стволами и т.д. Словом, сплошная «крутизна»...

Одни из них — менты, другие — братва. Но друг от друга они мало чем отличаются. «Хороших парней» среди них нет. Зато «плохих» — навалом...

Честно говоря, мне не доставило большого удовольствия лицезреть на выпендреж персонажей фильма «Мама, не горюй». Тем паче, что за ним отчетливо просвечивался выпендреж его авторов. Дескать, мы тоже не лыком шиты. Тарантино — пофигист, и нам на все наплевать... Тарантино – циник, а мы еще круче... Да пошли вы все с вашими «ценностями», «моралью», «идеалами»!

Впрочем, возможно, путешествие в «параллельный мир», которое предлагает Максим Пежемский, кому-то и придется по душе...

Да, совсем забыл: в фильмах Тарантино, как правило, много крови. У Пежемского за весь фильм так никого и «мочат». Вот за это реальное спасибо!

Александр Федоров, киновед