Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

О МОЕЙ ДАВНЕЙ ВСТРЕЧЕ С БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ, О ЕГО ПЕСНЯХ, И ЛИЧНОСТИ


.

.

.
Когда я познакомился с Борисом Гребенщиковым? В 1989 году, Б. Г. прочитав мои стихи мне передал афишу с номером своего телефона, (через одного сайгоновского моего знакомого) ,на которой он написал мне небольшое послание, о том что ему понравились мои стихи, сообщив через моего друга, что я могу ему позвонить, когда захочу. А я все не решался, все колебался, позвонить, или не позвонить...Все таки, решившись, позвонил. Потому, что я очень хотел кассету с его американским альбомом, (которую мне Б. Г потом, и подарил) и найти я эту кассету не мог. Позвонив, удивился что взял трубку Б. Г., который меня сразу узнал, и позвал в Д. К Связи, на свою репетицию (старый дом культуры на углу Герцена.) Помню я вошел Д. К. Связи, в котором можно было заблудиться, (меня пропустил вахтер) и поднявшись на четвертый этаж, наконец, постучал в дверь с номером, который мне сообщил Б. Г. Дверь мне открыла настороженная, незнакомая девушка . Я спросил Б. Г. (и назвал себя) и сразу же выбежал Борис Гребенщиков, очень пьяный, тогда еще молодой, и очень красивый.

Мне он и вправду казался очень красивым. Но он и был красивым, в смысле какой то неотмирности, мифичности своего образа, как из Серебряного Века. От той встречи мне запомнились две вещи. Это его улыбка, ослепительная, и красивая, что я даже подумал, что если человек родился с такой улыбкой, быть ему мировой звездой, (удивительно но эта улыбка у него сохранилась и сейчас. ) И вторая вещь, это его врожденная интеллигентность. Алкоголь обычно раскрепощает людей. Но ни одного пошлого слова , или даже смешка, от очень выпившего Б. Г. я не услышал в ходе нашей беседы.

Это очень редкая черта в людях .

________

P. S.

Эта афиша до сих пор у меня на стене...

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БОРИСЕ ГРЕБЕНЩИКОВЕ И ЕГО ПЕСНЯХ

.


.

.

Стоит ли осуждать Бориса Гребенщикова за его высказывания, и отъезд? Дело в том, что все люди с возрастом меняются, оставаясь лишь в глубине души неизменными, но что именно в человеке неизменно и подлинно не скажет ни один человек. Впервые, я увидел Гребенщикова вживую в 1986 году, встретив его на улице Софьи Перовской с коляской. Он совершенно не был похож на человека, был больше похож на видение, на дэва . Лишь с возрастом он стал обрастать человеческим вместе с бородой, сейчас он стал похож на человека, на патриарха рок музыки, но не на прежнего Б. Г. Каждый человек рождается для своего времени, и становится звездой , если его слово, в каком то вторжении сквозняка Вечности в его сердце, вдруг совпадет с его эпохой, чьей духовной разгадкой он станет. Так случилось и с Б. Г. выразившем целое коллективное бессознательное позднего поколения СССР , нашедшем ему мифический язык. Рок музыка - не культура, а субкультура. В отличие от культуры, субкультура не переживает своего времени. Если эпоха Блока ушла, что бы через Блока вернуться к нам Серебряным Веком, эпоха Б. Г. просто ушла, что бы от той эпохи остались песни и воспоминания. Даже хорошие поздние песни Б. Г. - лишь отголоски прошлого. лучшего , но ушедшего.

Обратная сторона афиши Б. Г., подаренной мне...
Обратная сторона афиши Б. Г., подаренной мне...

КАК Я В ПОРУ СССР ОТКРЫЛ АКВАРИУМ

.

.

.

Открыв для себя Аквариум в пору моих 16 лет , я будто бы повзрослел, открыв какое то, может быть мне еще не ясное, но иное измерение любви, земли, неба, и музыки . Загадочные тексты песен Б. Г. не нуждались в расшифровке, в ключе., в переводе языка небес - на язык земли, а языка снов и мечты - на язык обыденности. А первое мое разочарование произошло в конце восьмидесятых, когда Борис Гребенщиков, бросив своих музыкантов, один улетел в Америку, в таком неземном Гребенщикове открылась вдруг «деловитость» и «расчетливость». Лишь позднее, слушая Аквариум во всем объеме, и открыв и многие его циничные и пошловатые песни, я понял, что в Б. Г. жили два человека. Точнее говоря У Б. Г как бы изначально была его тень, не побеждающая музыканта, пока он был моложе, пока он был способен к любви. Хотя, все это не мешало , и не мешает, мне любить его лучшие песни. Лишь сейчас я понимаю, что даже лучшие его песни – это уже музыка прошлого, еще недостаточно прошлого, что бы стать чем то вечным, но уже достаточно прошлого , что бы песни его остались в той эпохе .

-3

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ОТЛИЧИТЬ СУБКУЛЬТУРУ И КУЛЬТУРУ

.

.

.

Переживает ли субкульутра свое время? Если культура есть искусство пережившее свое время, (что не скажешь о субкульутре, привязанной к своей эпохе), то может ли, в ряде случаев искусство субкультуры пережить свое время, свою эпоху? Это действительно сложный вопрос. Я не знаю , какой дать ответ. Скажем, многие даже лучшие песни Алисы и Аквариума уже устарели , (хотя есть среди них песни, которые не устарели и не устареют) когда как весь Блок точно не устарел. Не устарели и некоторые песни Кино, но думаю, и они устареют, а некоторые, нет. Но все таки, эти песни для меня уже несколько устарели. А если сказать о блюзе шестидесятых, например лично для меня блюз не устарел., как не устарела и Классика хотя, и Блюз это субкультура, а Классика - культура. Наверное, Субкультура пережившая свое время становится Культурой. Или, Культура и есть Субкультура пережившая свое время. А это значит, что точного и однозначного ответа на этот вопрос не существует.

_______

P. S.

.

Каждый человек, тем более звезда ,не столько выпадает из своего времени, сколько выпадает из времени мира, и остается в своем времени, и потому устаревает. А с другой стороны, может быть это и к лучшему. В любом случае, то время, как и старые песни Б. Г. мне ближе нынешнего времени, как и нынешних песен, или нынешней культуры.