Если вы даже никоим образом не связаны с железной дорогой, я почему-то абсолютно уверен, что предложение нарисовать профиль обычного железнодорожного рельса не вызовет у вас никакого труда. Просто потому, что все мы ездили в вагонах, стояли на перронах, глазели на пути, внимательно изучали их, запоминали... просто так, из любопытства. А некоторые по ним ходили, на них сидели и клали на рельсы какие-нибудь металлические предметы, которые проезжающий поезд превращал в раскатанные кругляшки.
Но мало кто из вас знает, что этот самый рельс тоже имеет имя, в честь своего создателя: РЕЛЬС ВИНЬОЛЯ.
На самом деле, так было не всегда. И в разное время в разных странах практиковали разные варианты изготовления и укладки рельсов. Они представляли собой и просто металлическую полосу, и тавр, и двутавр, и швеллер и т.п.
Собственно, деревянные прототипы рельсов (лежни) для шахтных вагонеток были известны ещё в Средние века. Кому пришла в голову обшивать их железом - не ясно, но непосредственно металлические изделия этого типа появились в XVIII веке. Это была эпоха экспериментов: рельсы были то в виде жёлоба, по которым катились колёса, то в виде выпуклой чугунной полосы.
Были и очень заманчивые предложения использовать рельс дважды - например, какое-то время его эксплуатировали, а потом, когда верхняя часть изнашивалась, просто переворачивали на 180 градусов. Но это выглядело красивым лишь в теории. Потому что на практике получалось с точностью до наоборот: поскольку шпалы тогда изготавливали из камня, сильнее всего истиралась, как ни странно, именно нижняя часть рельса, то есть его основание. К тому же, такая конструкция предусматривала симметрию верхней и нижней части рельса, а это, в свою очередь, было не очень удобно в плане крепления рельсов к основанию.
А в 30-е годы XIX века англичанин Виньоль предложил свой вариант рельса, с широким основанием, узкой шейкой и закруглённой головкой. Это оказалось настолько удобным, что с тех пор большинство рельсов в мире изготавливают именно "по Виньолю" - с небольшими усовершенствованиями.
Чарлз Блейкер Виньоль (31 мая 1793 - 17 ноября 1875) - британский инженер.
Он рано осиротел и его воспитал дед, профессор математики военной академии в Вулвиче. Служил в армии герцога Веллингтона - в Испании, Нидерландах, Канаде. После отставки выполнял топографические задания в южных штатах США. Затем вернулся домой и работал в лондонских доках, а потом переключился на железнодорожные проекты. Был главным инженером, проектировщиком, внешним консультантом на железнодорожном строительстве в Великобритании, Ирландии, Испании.
По его проекту, кстати, был построен Николаевский цепной мост в Киеве.
В конце жизни он стал Президентом британского Общества гражданских инженеров, членом Лондонского королевского общества, профессором Лондонского университета.
P.S. Но на трамваях всё-таки используют другие рельсы - с канавками.