В художественной культуре ХХ века получают широкое распространение темы, связанные с миром, лежащим за пределами реальности, полным мистических и фантастических существ. В ряду героев, пользующихся несомненной популярностью - вампир. Образ вампира обнаруживается в литературе, в фильмах, ролевых и компьютерных играх и т. п. Однако вампиризм не новая тема. Образ вампира возникает в мифологиях Запада и Востока как сверхъестественное, таинственное и загадочное существо. И вот мы наблюдает, что в XXI в. вампиры вновь занимают место в пространстве художественной культуры, представляющей его как необычайно красивого и загадочного молодого человека, обладающего сверхъестественными способностями. Возникает закономерный вопрос – в чем же причина актуальности данного образа в художественной культуре? К данной проблеме обращается автор статьи, целью которой становится попытка осветить историю становления художественного образа вампира, развитие мотивов вампиризма и их формы функционирования в современной культуре. Для этого, в первую очередь, рассмотрим исторические, фольклорные, поэтические истоки формирования указанного образа; затем рассмотрим формы воплощения образа вампира в искусстве разных эпох, выявим содержащиеся в вампирской тематике социокультурные контексты; и, наконец, обозначим формы воплощения образа вампира и вампирской темы в современной художественной культуре.
Актуализацию и распространение устрашающих, демонических, сверхъестественных образов в художественной культуре ХХ века нельзя объяснить вне теории психоанализа. Основоположником является З. Фрейд, обосновавший гипотезу о существования особого слоя человеческой психики – бессознательного. Психоаналитик вводит понятия Оно – бессознательное, воплощающее скрытые переживания, влечения и страхи человека, Я – регулирует бессознательную деятельность и Сверх-Я – императив долга и запретов [1.C.110]. Иной взгляд на психику человека выработал К. Г. Юнг. Его центральная идея – идея коллективного бессознательного. В рамках данной концепции получает объяснение феномен актуализации сверхъестественных демонических образов в художественной культуре ХХ в. Коллективное бессознательное содержит психологическую историю человечества, имеющую определенную структуру – архетипы, актуализирующиеся в виде особых образов, соотносящиеся с создающей их культурой, выступающей метафорой коллективного бессознательного.
Подобные архетипические образы коллективного бессознательного воплотились в разных видах искусства, воплощающего мир фантазии, таинственного, иррационального или даже абсурдного. С помощью художественного образа в искусстве человек познавал мир и пытался показать то, что может скрываться за его пределами. Посредством художественной деятельности удовлетворяются желания людей: в постижении мира и самих себя, прогнозирования будущего, манипуляции другими, тщеславии, эпатаже, самовыражении, самозащиты и др. Художник свободен от уз рациональности и может дать волю своей фантазии и воображению, выражая его в форме символов и образов. В каждой культурной эпохе была создана своя система фантастических образов, в основе которой лежит представление о смысле бытия, предчувствие о конце света и мечты о вечной жизни. Наш интерес обращен к образу вампира, который имеет интересную историю формирования в художественной культуре начиная со средневековья, вплоть до ХХ века.
Средневековье – время войн, невежества и формирования нового мировоззрения, религиозных изменений и ужасных эпидемий. Инфекционные болезни, быстро распространявшиеся, выкашивали целые города и страны. Все это увеличивало веру в существование вампиров, которых считали ответственными за любую смерть. Одной из них была так называемая «Черная смерть», протекавшая в бубонной форме. Первыми признаками болезни были кровоточащие опухоли, а последними – кровавая рвота. Во время эпидемии чумы больные впадали в состояние комы, и родственники, принимая их за умерших, хоронили еще живыми. Когда несчастные приходили в себя, пытались выбраться из могил. Позже жители, обеспокоенные тем, что могли похоронить вампиров, раскапывали могилы и находили скрюченные, с кровью на губах и ногтях, тела несчастных, безуспешно пытавшихся выбраться наружу. Тогда люди делали вывод, что был найден очередной вампир. Христианская церковь исключала возможность существования вампира. После смерти душа человека отправлялась на божий суд, где решалась ее дальнейший путь: в Ад или в Рай. Тело считалось прахом, и его дальнейшая судьба уже никого не волновала. Но и при распространении христианства в широких массах по-прежнему оставалось деление мертвецов на «чистых», умерших своей смертью, и «нечистых», скончавшихся от преждевременной и неестественной смерти – самоубийцы, жертвы неотомщенного убийства, утопленники. Обычно их хоронили за церковной оградой, на перекрестке либо другим необычным способом – т.к. боялись, что они вернутся и будут причинять вред людям. Церковь воспринимала вампира как еще один случай одержимости демонами, поэтому никаких специальных молитв и служб не проводилось. Одним из лучших средств защиты была сакральная атрибутика – распятие, крест, святая вода или земля, молитва, отпевание и заупокойная служба.
Вампиры ушли в фольклор и распространились там, где влияние церкви было слабое. Так, в Германии вампирическим существом считался альпа, в Румынии – морои, варколак, змиулан; в Венгрии – лидерк. Однако нам больше известны легенды о вампирах из восточной Европы и балканского региона, куда христианство пришло позже и терпимее относилось к местным традициям. У славян вампир назывался по-разному: у сербов и хорватов – упирина, у поляков – упор, у болгар – вампир, вепирь или вапир, северные племена Польши – кашубы – называли ихвъезщи или въесчей. Наиболее распространенным названием было, происходящее от общей формы обыри, –упырь. Так на Руси называли оживших мертвецов-кровопийц [2.C.21]. Вот что пишет Рэлстон о вампирах в своей работе «Песни русского народа» (1872): «Это название никогда не могли удовлетворительно объяснить. Слово «вампир» именно в этой его форме ‒ vampir ‒ южнорусское upuir, upir до сих пор сравнивали с литовским wempti ‒ «пить» и wampiti ‒ «рычать», «ворчать» и выводили его из корня pi- (пить) с префиксом u‒av, va». По поверьям, упырь появляется в облике умершего человека. Узнать его можно было по хвосту, либо по наросту под коленкой, прячущим место, через которое может вылететь душа. Если упырь принимает облик человека, тогда его истинную сущность может выдать слишком красное лицо, отсутствие тени, провалившийся нос и другие странные признаки. Человек мог стать упырем в случае неправильного погребения, неправильной смерти, неправильной жизни.
В эпоху романтизма на первый план выходит духовный мир личности. Формируется новая система ценностей, с преобладанием эмоций и фантазии над разумом. Происходит противоречие между внутренним и внешним; вечно меняющейся природой и застывшей культурой. Главным становится свобода самовыражения, внимание к отдельной личности, возрастает роль воображения и фантазии, с помощью которых изображали скрытые от глаз проявления жизни. Романтики отвергали сдержанность и смирение, используя сильные эмоции, доходившие до крайностей. Некоторые из них обращались к таинственному и ужасному. Образ вампира, в свою очередь, получает развитие и приобретает особую специфику. Из преданий народа он попадает в «крупную литературу» конца XVIII в. – XIX в. Его появление было неслучайным. Во-первых, в эпоху романтизма наблюдается большой интерес к национальной истории и народной культуре. Писатели целенаправленно изучают все «народное»: национальную историю, народные обычаи, обряды, песни, сказки. Так они познакомились с упырями. Во-вторых, литература окончательно освобождается из – под церковного влияния. В-третьих, в литературе романтизма распространяется новый тип героя. Это трагическая, свободная от всяких ограничений, непонятая и не принятая обществом личность.
Первые художественные произведения о вампирах начинаются с «вампирского безумия» 1720–1730-х гг., достигшем апогея во время официального исследования эксгумированных подозреваемых в вампиризме П.Благоевича и А.Паоле в Сербии при монархии Габсбургов. Одним из ранних художественных произведений было короткое стихотворение немецкого поэта Г. А. Оссенфалбдера «Вампир» (1748), обладавшее четким контекстом. Речь шла о благочестивой и уважаемой девушке, отвергшей любовь мужчины, пригрозившего ей за это навестить ночью и выпить кровь, подарив поцелуй вампира. Так злодей пытался доказать, что его уроки лучше, чем христианство матери бедной девушки. Кроме этого стихотворения, имели место несколько рассказов о мертвеце, возвратившимся из могилы, для того чтобы навещать возлюбленную (возлюбленного), либо супругу (супруга) и в конце концов принести ей (ему) смерть. В первые же годы XIX в. в литературе образ вампира начинает трансформироваться из жуткого, внушающего страх монстра из европейских легенд в опасного, но привлекательного злодея. И начало этому положил вампирский сюжет, придуманный Д. Полидори. В его истории «Вампир» мы обнаруживаем пример того образа, который сейчас распространен в кино и литературе. Полидори был личным доктором Д. Г. Байрона и вампир (Лорд Ратвен) был списан с поэта: великолепный, очаровательный, циничный аристократ, возвратившийся из мира теней, развлекающийся тем, что губит невинных душой и телом. Полидори соединил образ упыря и образ демонического соблазнителя, продлевающего красоту и жизнь за счет своих жертв. Рутвен, олицетворяя скрытые сексуальные комплексы и желание бессмертия, вечной молодости и красоты, стал прообразом всех последующих поколений сексуально притягательных, неотразимо-утончённых вампиров [3.C.44]. С этого момента образ вампира – как нежити, с развитым интеллектом, сверхъестественным очарованием и внешней привлекательностью – утверждается в романтической литературе и оказывает влияние на его дальнейшую образую судьбу вплоть до настоящего времени.
В 1897 г. Б. Стокер создал роман «Дракула», давший наиболее исчерпывающую характеристику вампиру в популярной художественной литературе до XX в. Граф Дракула был высоким стариком с чисто выбритым подбородком и длинными седыми усами; одетым во все черное [4. C.9]. У него «грациозные жесты», «тяжелая рука», «острые волчьи зубы», «демоническая улыбка», «изысканный поклон», «он совершенно необыкновенный человек», ведущий себя «с величавым достоинством» [5.C.63]. Вампир приобрел ряд сверхспособностей: управлять мертвецами и ночными животными, вызывать туман и грозу, обращаться в животных и туман. Однако, у него есть свои слабости: он не может войти без приглашения, боится чеснока и текущей воды, не может жить без своей земли, не отражается в зеркале, но еще не боится света – солнечные лучи не убивают его, он только теряет силу и становится смертным. Прототипом для образа вампира послужил Влад Цепеш – румынский князь, известный как Влад III Дракул. Он был знаменит своей патологической жестокостью. По его приказу рубили головы, с живых сдирали кожу, вспарывали животы, принуждали к людоедству, варили заживо, сжигали. Но больше всего он любил, когда сажали на кол, поэтому его называли Влад Цепеш—Сажатель-На-Кол [6.C.551].
Помимо перечисленных литературно-исторических истоков, гипотетически повлиявших на сложение образа вампира, необходимо обозначить его основы, связанные с религиозным мышлением эпохи. Дело в том, что вампиры ‒ создания, которые боятся распятия, крестного знамения, молитвы. По мнению Стокера, самое ужасное, что могут совершить вампиры, это погубить не тело, а душу, ведь, обращаясь в вампира, человек приговаривается к вечной жизни, полной преступлений, и обречен, словно в Вечном аду, нести проклятие бессмертия. И победу над вампиром дают не только осиновый кол, пронзающий сердце, отрезание головы и набивание рта чесноком, но и спасение души погибшего, дарение ему вечного покоя. Но одних этих сакральных предметов и символов мало, и герои борются с вампирами еще и с помощью науки. Происходит причудливое совмещение оккультного и научного знания. С помощью последних достижений науки и техники, совершается общение героев и их работа по подготовке к битве с Дракулой: стенография, фонограф, пишущая машинка, современные (для конца XIX в.) средства коммуникации: телеграф, железные дороги. Герои (кроме лорда Холмвуда) ‒ представители интеллектуальных профессий: адвокат, врач, университетский преподаватель. Не менее интересной основой формирующегося образа вампира нам представляется и его эротическая составляющая. Дракула – это посланник необузданной мощи женской сексуальности. Когда Люси была укушена вампиром, она стала более агрессивна в сексуальном плане. Она становится вампиром и теряет материнские инстинкты, что для порядочной женщины викторианской эпохи было катастрофой. Сексуальную сферу викторианская мораль интерпретировала как «демоническую» область, в которой выражаются низменные, животные побуждения человеческой природы. Эти потребности необходимо было сдерживать любыми способами, поскольку здоровый сексуальный инстинкт считался чем-то недостойным, так как должен быть связан лишь с продолжением рода. Но если мужчине определенные «слабости» прощались, то женщину нравственные законы лишали плотских радостей в браке (внебрачные отношения не допускались вообще), отводя ей роль хозяйки дома, хранительницы очага и воспитательницы детей. Таким образом, любое проявление женской сексуальности – признак испорченности натуры [6. C.561]. Дракула являлся олицетворением болезни, связанной с кровью – сифилисом. Он стал проклятием вампира. Для викторианской эпохи сифилис был аналогом СПИДа, так как считалось, что в обоих случаях инфекция передавалась через кровь.
XX век – век мировых войн, создания оружия массового уничтожения, развития техники, перспектив экологических катастроф. Рационализм утратил доверие, идея гармоничного человека, разбилась о экономические и социальные кризисы, происходит поворот к плюрализму и принятию иррационального, мифологического, творческого мышления в качестве нового способа анализа самого мира, места человека в нем, отношений между людьми, поколениями, культурами. Человек ощущает неустойчивость своего положения по отношению ко всем явлениям мира. Такой менталитет современных людей отразился в новых философских системах, изучающие мир, как вероятностное, множественное и неопределенное явление. Не создано ни одной всеохватывающей философской системы. Прежние идеалы рухнули, а новые еще не сложились. Происходит отказ от общих культурологических или исторических концепций [7.С.454].
Литература в ХХ в. была достаточно богата на вампирскую тематику, особенно в середине 1970-х. С появлением научной фантастической литературы появляется новый взгляд на вампира. В 1942 г. появился роман А. Ван Вогта «Убежище», повествующий о вампире внеземного происхождения, интерпретирующий страх перед наличием другой жизни. Р. Мэтисон в «Я – Легенда»(1954) показал вампиризм болезнью, меняющей тело. Подобное предположение наблюдается в других литературных произведениях, например, в романе У.Страйбера «Голод»(1981) вампир – это самостоятельный вид существ, проживающий рядом с людьми, и выдвигается гипотеза, что его способности зависят от состава его крови. В середине 1970-х происходит пересмотр образа вампира, и попытка уйти от стандартного образа «любовника с клыками». В большей степени этому способствовали книги Э. Райс. Не смотря на то, что в этот период были созданы другие известные произведения, именно она внесла основной вклад в развитие темы и образа вампира. Главной новацией стало то, что писательница подарила историю вампирам, начавшуюся до Влада Цепеша. Райс более четко сформировала идею об обществе вампиров, живущих рядом с людьми и имеющих определенные правила существования, и за их нарушение вампир может поплатиться смертью от солнечного света. Она сделала вампиров ближе к людям: они страдают и радуются, любят и переживают за совершенное преступление. Райс усложнила процесс создания вампира второго порядка и ввела новый принцип обмена кровью, когда жертва выпивала кровь вампира, запускающей обращение. Разделив процесс питья крови и сексуальное возбуждение, сохранив у вампиров дружбу и другие романтические чувства, она выделила асексуальность вампиров.
Итак, проведенный анализ формирования образа вампира позволил выявить следующие его характеристики в художественной культуре эпохи средневековья: он всегда мертвый; принимает разные обличья; имеет зооморфные черты; питается кровью и боится креста, молитв, святой воды. В качестве социокультурных оснований сложения подобного образа мы отмечаем такие, как: болезни, эпидемии и невежество. В художественной культуре эпохи романтизма образу вампира были свойственны такие черты, как: аристократизм; красота и изысканность; развитый интеллект и наличие сверхспособностей. Вампир, в лице Дракулы, воплотил в себе человеческие страхи и желания, такие как: страх перед болезнями, скрытые сексуальные комплексы и стремление к бессмертию. В ХХ в. образ вампира приобретает новую характеристику: биологическое и физиологическое объяснение своего существования; усложненные психологические процессы сознания; становится менее уязвимым и более изобретательным; приобретает семью. В качестве социокультурных оснований можно выделить новые научные открытия и эксперименты, дающие людям колоссальные возможности, но за которые они платят высокую цену, нанося вред окружающей среде или человечеству; опасение тайных сообществ - вампиры опасны потому, что они выглядят как люди, и не сразу отличишь, кто это человек или вампир. Вампиры стали бисексуальными и гомосексуальными, и это раскрывает комплексы консервативных обществ: говорить о разнообразных половых отношениях проще, если проецировать их на фантастическое существо, которое, как правило, является отрицательным персонажем [8].
В последнее десятилетие в обществе наблюдается все возрастающий интерес к образу вампира (литература, кино, компьютерные игры). В разные времена люди с помощью образа вампира выражали свои страхи и желания. Человечество развивается, на место одних страхов или желаний приходят другие, переосмысляя и трансформируя образ вампира. Так он получает новую интерпретацию в новой книге, в фильме или игре. Но предсказать каким будет образ вампира в следующий раз не всегда просто.
Литература.
1. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В Лейбин – М. : Политиздат, 1990. – 395 с.
2. Горьковский П. Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме / П. Горьковский – М. : Эксмо. – 2010. – 107 с.
3. Мир фантастики. – М.: Техномир, 2009. – № 11.
4. Стокер Б. Дракула / Б. Стокер. – СПб., 2003.– 183 c
5. Шарый А. С. Знак Д: Дракула в книгах и на экране / А. С. Шарый, В. Ф. Ведрашко. - Новое литературное обозрение, 2009. –256 с., ил.
6. Гопман. В. Дракула / В. Гопман, ‒ М. :Энигма, 2007. ‒ 640 с.
7. Быстрова А. Н. Основы культурологии (мир культуры): учебное пособие / А. Н. Быстрова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
8. URL.: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/209515-vampires-zombies (дата обращения 12.03.16.)