Найти тему
Shatff

Black Sabbath, «Black Sabbath Vol. 4» – 50 лет альбому

25 сентября1972 года вышел «Black Sabbath Vol. 4» – четвёртый студийник Black Sabbath.

Запись прошла в мае 1972 года в Record Plant, Лос-Анджелес. Команда впервые решила обойтись без своего постоянного продюсера Роджера Бэйна; по словам Оззи Осборна: «…он был очень хорош, но по-настоящему не чувствовал группу. Мы впервые продюсировали сами, и были очень довольны результатом. Было классно работать в американской студии». В качестве сопродюсера указан менеджер группы Патрик Миэн, но его роль была незначительна; основная часть работы легла на Тони Айомми.

Творческий процесс сопровождался внушительными дозами кокаина, которым были заполнены даже колонки. Билл Уорд традиционно отдавал предпочтение алкоголю, за что однажды и поплатился: по воспоминаниям Айомми, музыканты нашли в одном из помещений (дело было в Бель Эйр, поместье Джона Дюпона) несколько баллончиков золотой краски и обработали мирно спящего коллегу с головы до пят. Уорд едва не умер – а вдобавок он решил, что будет уволен из-за «Cornucopia»: «… я ненавидел эту песню, некоторые паттерны были ужасны. Кое-как я справился, но реакция остальных была как холодный душ: «Ладно, вали домой. Толку от тебя сейчас нет»».

Тем не менее, всё обошлось, и альбом был завершён. Правда, рабочее название «Snowblind» менеджмент лейбла категорически забанил. (Хотя на вкладыш благодарность «the great COKE-cola» всё же проникла, а одноимённый трек содержит явный отсыл к вдохновлявшей Sabbath в те времена субстанции). На обложке представлена монохромная версия фото Оззи, сделанного Китом Макмилланом (известного как Keef) на концерте в Бирмингеме; музыкант воздевает руки, посылая зрителям «знак мира». Изображение станет каноническим, его идею в дальнейшем использовали как сами «саббаты», так и другие артисты. Авторами музыки всех десяти треков обозначены участники группы; тексты написаны Гизером Батлером.

Синглом вышла энергичная «Tomorrow's Dream». Продолжая придерживаться своего фирменного хеви-метал стиля, группа предприняла в «Vol. 4» ряд экспериментов, среди которых ностальгическая инструменталка «Laguna Sunrise»; которую Тони написал, проведя ночь и встретив рассвет на берегу Лагуна Бич. Для записи был привлечён оркестр – правда, музыканты отказались играть без нот и правильно расписанных партий. Тот же оркестр задействован в упомянутом «Snowblind».

Другая инструменталка, «FX», возникла случайно: перебрав с марихуаной, Айомми задел струны свои крестом. Возникший необычный звук привлёк внимание остальных; при записи по гитаре стучали другими предметами, затем добавили эхо-эффект. Сам Тони назвал песню «большой шуткой».

Необычна для Sabbath и «Changes», фортепианная баллада, написанная Айомми. В танцевальном зале поместья Бель-Эйр обнаружилось пианино, которое музыкант освоил настолько, чтобы продемонстрировать коллегам рифф, который Оззи назвал «прекрасным»: «…я напел мелодию, а Гизер написал душераздирающую лирику, навеянную разводом Билла… я думаю, это великолепная песня».

Энергичный «Supernaut» станет одной из любимейших песен барабанщика Led Zeppelin Джона Бонэма.

Современные критики встретят «Vol. 4» пренебрежительно – в отличие от фанатов – но с годами мнение музыкальной прессы изменится в положительную сторону. Альбом достигнет 14-го места в ФРГ; 13-го в US Billboard 200; 7-го в Норвегии; 5-го в Великобритании и Канаде; 2-го в Финляндии; 1-го в Австралии. Альбом станет золотым в Великобритании; платиновым – в Канаде и США.

Впоследствии Rolling Stone включит «Vol. 4» (на 14-м месте) в «Сто величайших хеви-метал альбомов всех времён»; издание Kerrang! поставит на 48-е место одноимённого рейтинга. В 2021-м альбом вышел в четырёхдисковом делюкс-издании.