Мистер Икс. СССР, 1958. Режиссер Юлий Хмельницкий. Сценаристы И. Рубинштейн, Юлий Хмельницкий (по оперетте Имре Кальмана "Принцесса цирка"). Актеры: Георг Отс, Марина Юрасова, Анатолий Королькевич, Зоя Виноградова, Николай Каширский, Гликерия Богданова-Чеснокова, Григорий Ярон, Ефим Копелян и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Известный театральный режиссер, специализировавшийся в жанре оперетты - Юлий Хмельницкий (1904-1997) – поставил всего три фильма. Все они были экранизациями его театральных постановок, но в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только «Мистер Икс».
Изначально «Мистер Икс» снимался для телевидения, где 2 мая 1958 года и состоялась его премьера. Однако успех этой музыкальной мелодрамы был большой, а телевизоров у населения было так мало, что в августе 1958 года картину выпустили в кинопрокат, где ее посмотрели уже миллионы зрителей.
Разумеется, главная ставка Юлия Хмельницкого была сделана не только на легитимный показ красот западной жизни, но в основном - на имидж и вокал Георг Отса (1920-1975), который в год премьеры стал любимцем не только театралов и меломанов, но чуть ли не всей советской публики. Да что там говорить – даже на школьных вечерах поющие старшеклассники надевали черные маски и старательно выводили арию про «снова туда, где море огней…».
Александр Федоров, киновед
Миф о Леониде. СССР, 1991. Режиссер Дмитрий Долинин. Сценарист Павел Финн. Актеры: Сергей Гамов, Нийоле Нармонтайте, Анжелика Неволина, Борис Бирман, Ольга Колоскова, Валерий Кравченко, Габриэль Воробьёв, Виктор Бычков, Лилиан Малкина, Максим Бритвенков, Борис Кожемякин, Татьяна Пилецкая и др.
1934. Этот год стал одним из роковых для нашей многострадальной отчизны. Выстрел, прозвучавший в Смольном в декабре 1934 года, послужил поводом для нового витка массового террора...
В прошлом замечательный оператор, а с недавних пор — режиссер Дмитрий Долинин в фильме «Миф о Леониде» пытается восстановить атмосферу того времени, исследовать феномен «маленького человека» Л. Николаева — одного из винтиков «партийно-хозяйственной» машины, созданной большевиками.
Как и Иван Дыховичный в «Прорве», Долинин не стремится «по-германовски» документировать всё происходящее на экране. Оставаясь в целом в рамках реалистического повествования, режиссер вслед за сценаристом Павлом Финном пытается исследовать характер героя, трактуя его как типичный продукт тоталитарной системы.
Амбициозный, жалкий, нелепый, самовлюбленный, Леонид Николаев предстает на экране персонажем, не внушающим особого сочувствия. Хотя и ненавидеть его тоже вроде не за что. Таких, как он, в ту пору было несметное множество. Просто именно ему выпал жребий. С его помощью нквдэшные спецслужбы разыграли кровавую шахматную партию, напирая на его чрезвычайную мнительность, ревность, нервозность, обидчивость...
Если бы «Миф о Леониде» вышел бы на экраны в 1980-х, его появление, вероятно, вызвало бы целую бурю в прессе, да и зрительский интерес был бы наверняка немалым. Увы, фильм опоздал. Читатели и зрители уже испытали «девятый вал» разоблачающей информации о тоталитарной эпохе. Наступило перенасыщение, которое может преодолеть только шедевр. Скромный «Миф о Леониде» на эти лавры не претендует...
Александр Федоров, киновед