Найти тему
Бородатый Бард

Борис и Король: русский, возвративший Непал своему правителю, а затем и всему миру

В 1950-м году заточенный в своем дворце в Катманду король Непала сбегает из-под стражи в Индию, откуда добивается победы над узурпировавшем власть феодальным кланом и возвращает законный престол. Однако всего этого могло не быть, если бы несколькими годами ранее он не стал посетителем знаменитого "Клуба 300" в Калькутте, ведь именно дружба с его владельцем помогла королю одержать победу и вернуть то, что принадлежит ему по праву. Заинтригованы? В таком случае предлагаю вам познакомиться с замечательной историей удивительного человека, который как никто другой связан с Непалом - страной гор и душевного спокойствия.

С окончанием Второй мировой войны «Клуб 300» -главное детище Бориса Лисаневича в Калькутте собирал уже меньше людей, а с объявлением независимости Индии в 1947 году заведение, располагавшееся на месте бывшего дворца, и вовсе пришлось закрыть. Однако незадолго до этого в стенах «Клуба» появился замечательный гость, чья звезда зажглась как раз в связи с произошедшими в его родной стране событиями. Звали его Джавахарлал Неру — это был человек действительно болеющий за свою страну, он считался одним из самых видных политических деятелей мира, потому неудивительно, что именно Неру возглавил правительство с обретением Индией независимости. Поприветствовав индийского лидера, Борис поспешил представить ему своего друга — непальского короля Трибхувана, с которым он был знаком уже несколько лет. А точнее с 1944 года, когда король находился на лечении в Калькутте.

Стоит сказать, что король в Непале в те годы— фигура номинальная, ибо вот уже сотню лет власть в стране была сосредоточена в руках могущественного феодального клана Рана, полномочия же законного короля едва ли выходили за пределы его дворца. Однако в один момент король Трибхуван решил покончить с вековой несправедливостью и обратился к Борису Лисаневичу, слава о котором выходила далеко за пределы Калькутты. В тот день 44-го во двор «Клуба 300» бесшумно подъехал шикарный автомобиль, из которого вышли двое мужчин в форме офицеров британских ВВС. Одним из них и был законный правитель Непала Трибхуван Бир Бикраму Шах Деву. Оба эмигранта легко нашли общий язык, и Борис, располагавший обширной информацией о ситуации в Юго-Восточной Азии и связями в индийских высших кругах, решил помочь законному королю вернуться на трон. Именно он организовывает в стенах своего клуба тайные встречи Трибхувана и индийского лидера Джавахарлала Неру, при поддержке которого королю Непала спустя годы все-таки удастся восстановить власть. Отметим, что своего короля население любило, потому клану Рана не удавалось окончательно избавиться от Трибхувана. Поддерживали его и находящиеся в стране англичане — все-таки Непал был союзником Великобритании во Второй мировой войне.

Формальный и фактический правители Непала в тот период:1.Трибхуван Бир Бикрам Шах Дев, 8-й Король Непала (с 1911 по 1955 гг.)2.Мохан Шамшер Джанг Бехадар Рана, премьер-министр Непала (1948-1951)
Формальный и фактический правители Непала в тот период:1.Трибхуван Бир Бикрам Шах Дев, 8-й Король Непала (с 1911 по 1955 гг.)2.Мохан Шамшер Джанг Бехадар Рана, премьер-министр Непала (1948-1951)

В январе 1947 года в индийских Калькутте и Бенаресе создается партия «Непальский национальный конгресс», выбравшая своей целью демонтаж автократического режима династии премьер-министров из клана Рана и переход к конституционной монархии и демократии. Партия поддерживала законного короля, поддержало его и индийское правительство, вмешавшись в политику страны в 1950 году, когда позиции короля несколько осложнились в связи с уходом англичан из страны. Сам Трибхуван решением премьер-министра находился под домашним арестом и слабо мог повлиять на сложившуюся ситуацию.

Осенью того же 1950 года Борису Лисаневичу, уже несколько лет как попрощавшемся с «Клубом 300» и вновь женившемся на очаровательной 21-летней голубоглазой датчанке Ингер Пфейфер, приходит зашифрованное письмо, текст которого мы, увы, навряд ли узнаем. По воспоминаниям молодой жены Бориса именно тогда в его голове возник план по спасению короля и возвращению его на престол, а затем в ноябре 1950 года произошел случай, изменивший дальнейшую судьбу Трибхувана.

Борис Лисаневич и Ингер Пфейфер на фоне личного самолета короля Трибхувана. Ингер подарила Лисаневичу трех сыновей — Михаила, Александра и Николая
Борис Лисаневич и Ингер Пфейфер на фоне личного самолета короля Трибхувана. Ингер подарила Лисаневичу трех сыновей — Михаила, Александра и Николая

Король изъявил желание отдохнуть вместе с семьей у маленькой горной речки, в связи с чем премьер-министр страны организовал кортеж — сопровождать монарха в дороге. Однако в пути, когда кортеж машин поравнялся с индийским посольством, ворота посольства распахнулись, и автомобиль монарха въехал во двор, где охрана короля была обезоружена и отправлена обратно с вестью, что во дворец король уже не вернется.

Пока в самом Непале шла борьба действующей власти в лице клана Рана и оппозиции, разгоревшаяся с новой силой в связи с решением премьер-министра объявить новым королем внука Трибхувана Гьянендру (парню тогда было три года отроду), сам Трибхуван отправился в Индию, где разыскал своего старого друга Бориса. Бежавший король надеялся, что благодаря своим связям старый друг поможет в сложившейся ситуации. Однако и без этого поддержка монарха была сильна как никогда, большинство населения восприняла замену короля с возмущением, отказались признать царствующего младенца Великобритания и другие зарубежные страны, в связи с чем боявшийся потерять власть Мохан Шамшер Джанг Бехадар Рана был вынужден пойти на демократические реформы. В результате согласованных действий поддерживаемой из Индии оппозиции, клан Рана все-таки был отстранен от власти, а 18 февраля 1951 года в Непал вернулся его законный король, наконец получивший реальные полномочия. К слову, малолетний Гьянендра был «свергнут» всего через два месяца, однако это не помешало ему в будущем стать уже полноправным правителем. Он стал 12-м и последним королем Непала, правившим с 2001 по 2008 год, став, таким образом, дважды лишенным власти правителем своей страны. 28 мая 2008 года Учредительное собрание объявило об упразднении монархии, а сам Непал был провозглашен Федеративной Демократической Республикой.

Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев, двенадцатый и последний король Непала (2001-2008)
Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев, двенадцатый и последний король Непала (2001-2008)

Однако это произойдет гораздо позже, сейчас же давайте вновь вернемся к деду Гьянендры — Трибхувану Бир Бикрам Шах Деву. В качестве полноправного самодержца Трибхуван правил недолго — до 1955 года, провел некоторые демократические преобразования под конец своего правления и умер при невыясненных обстоятельствах в Цюрихе. Однако среди всех его достижений есть то, за что его действительно помнят — именно при нем Непал, до этого изолированный от остального мира, открыл свои двери для туристов. Первым таким посетителем стал сам Борис Лисаневич, все же не забыл король старого друга. Вместе с женой и двумя сыновьями Михаилом и Александром прославленный одессит прибывает в 1951 году в Непал по личному приглашению Трибхувана.

"Только клише могли описать Катманду, город, в котором больше храмов и святилищ, чем домов, и богов больше, чем людей. Город, где неварские девушки обручаются с деревом Бел, и, следовательно, никогда не будут вдовами, ибо брак с мужчиной - это second-hand брак, так как настоящий и единственный муж - только дерево. За долиной Катманду я открыл Азию Киплинга, смесь Китая и Индии, оправленную в пейзаж, перед которым меркнет Швейцария. Экзотика и красота этой страны навсегда покорили мое сердце»

Борис сразу же представил огромные туристические возможности региона, популярные тогда главным образом среди альпинистов, однако и для них посещение Непала было целым испытанием, настоящим бюрократическим адом. В беседах со своими непальскими друзьями Лисаневич нередко поднимал вопрос о развитии туризма в горной стране, однако те лишь улыбались : "Зачем иностранным туристам Непал? Что они будут делать в средневековой стране, где нет телефонов, небоскребов и музеев?». И действительно, если в Индии англичанам удалось разрушить основы традиционного общества, то Непал оставался совершенно нетронутой страной, где и знать не знали об уже избаловавших весь остальной мир благах цивилизации, здесь не было проложено дорог, не говоря уж о канализации. Разительное отличие Непала от остального мира удивило даже самого Лисаневича, двадцать лет до этого прожившего на Востоке.

Борис Лисаневич на фоне бывшего дворца «Чар Бурджа Дурбар», в стенах которого возникнет «Royal Hotel»
Борис Лисаневич на фоне бывшего дворца «Чар Бурджа Дурбар», в стенах которого возникнет «Royal Hotel»

Под амбициозную затею Лисаневича открыть в Непале первый отель был отдан бывший дворец Рана в Катманду. Из-за границы в страну везлись ранее неизвестные в Непале овощи и фрукты (морковь, шпинат, свекла, салат, клубника и т.д), также Борис создал несколько ферм, открыл пекарню с русской печью и собственный ликеро-водочный завод (из-за чего после провел пару месяцев в тюрьме). Сам дворец также был полностью переоборудован — появились электричество и канализация, а также привезено множество вещей для его обустройства от унитазов и дверных ручек до столовых приборов и постельного белья. Вспомним, что тогда (до 1956 года) в Катманду не было дороги, весь импорт доставлялся самолетами или на спинах носильщиков, что, конечно, усложняло и без того непростую задачу в организации невиданного ранее в этих местах заведения.

Те же автомобили в Непале появились гораздо раньше, чем были проложены дороги. На фото автомобиль марки «Мерседес-Бенц» 1939 года, подаренный 8-му королю Непала Трибхувану Адольфом Гитлером
Те же автомобили в Непале появились гораздо раньше, чем были проложены дороги. На фото автомобиль марки «Мерседес-Бенц» 1939 года, подаренный 8-му королю Непала Трибхувану Адольфом Гитлером

Отдельного внимания Бориса был удостоен будущий персонал заведения — большая часть обслуги, включая шеф-повара, была выписана из Индии, однако оставшийся персонал (из местных) приходилось обучать не только профессиональным вещам, но и таким простым как мытье рук и ношение обуви. Его старания были вознаграждены тем, что в 1955 году журнал «Time» впервые в своей истории посвятил четырехстраничный разворот Непалу:

"Первые группы западных туристов посетили загадочный и далекий Непал. Расположенный в самом центре Гималаев, в последние 200 лет Непал был практически закрыт для всех иностранцев. Но недавно Борис Лисаневич, британский подданный русского происхождения, сумел взять в аренду дворец в Катманду и переоборудовать его в Royal Hotel. Все оборудование - от кастрюль до смывного туалета - было доставлено самолетами. Затем благодаря усилиям Лисаневича, было получено королевское разрешение посетить Непал для нескольких групп агентствами "Томас Кук". Эксперты агентства считают, что у этой страны огромное туристическое будущее".
Royal Hotel тогда и сейчас
Royal Hotel тогда и сейчас

Единственный в своем роде отель «Royal Hotel» был открыт в августе 1954 года в 450 милях (около 725 км) от Катманду. Когда его обустройство близилось к завершению, Лисаневич стал убеждать короля Трибхувана разрешить выдачу виз группам туристов. Первые из них посетили страну в марте 1955 года в рамках кругосветного путешествия, организованного турфирмой «Томас Кук». Все три группы туристов разместились в «Royal Hotel», который на второй день их прибывания посетил и король Непала. На глазах у Его величества американские пенсионеры сметали подчистую все сувениры из лавок, предусмотрительно открытых Борисом. Позже гостиница стала и базой для альпинистских экспедиций в Гималаи, члены которых мечтали покорить Эверест. Борис стал лучшим другом и помощником всех альпинистов, начиная с первопокорителей самой высокой вершины мира – новозеландца Эдмунда Хиллари и непальского шерпа Норгея Тенцинга. Во многих книгах, написанных альпинистами о своих подвигах в Гималаях, с теплотой упоминается Борис Лисаневич.

Первые покорители Эвереста — Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей (1953)
Первые покорители Эвереста — Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей (1953)

Благодаря усилиям и энергии Бориса, «Royal Hotel» стал центром светской и туристической жизни Непала, почти каждый день Лисаневича был наполнен встречами и событиями. Здесь был гостем Климент Ворошилов и японский принц Акихито, а советское посольство в Непале даже попросило Бориса организовать прием для Валентины Терешковой, отдавая дань уважения его кулинарному искусству. Организация приема королевы Елизаветы II в 1961 году также была ответственностью Бориса Николаевича — именно тогда королева сказала о Лисаневиче «мой самый лучший русско-британский подданный». Однако тяжелее всего в те годы приходилось, пожалуй, не самому Борису (ему-то были в радость многочисленные приемы), а его молодой жене Ингер. Гости посещали «Royal Hotel» практически каждый день, а она все удивлялась: «Вы надеетесь поговорить с ним наедине? За последние 15 лет я провела с ним только 2 вечера»

Визит королевы Великобритании Елизаветы II в Непал

Однако всего этого могло и не быть. В 1955 году, как уже упоминалось выше, ушел из жизни дорогой друг Бориса 8-й король Непала Трибхуван. По словам жены Ингер, в тот роковой день она в первый и последний раз видела слезы своего мужа. Но беда, как говорится, не приходит одна, придя к власти новый король Непала Махендра начал гонения на соратников своего предшественника (и по совместительству отца). Это сказалось и на судьбе Лисаневича, совсем скоро отправленного в тюрьму по ложному обвинению (уж не о ликеро-водочном ли речь?). Однако освободили его также неожиданно, как арестовали — близилась коронация нового короля и выяснилось, что организовать это мероприятие на невиданном ранее уровне способен только Лисаневич, потому уже спустя несколько месяцев опальный ресторатор вернулся к привычной жизни.

9-й король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дев. Фотография снята непосредственно на коронации Его Величества
9-й король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дев. Фотография снята непосредственно на коронации Его Величества

Борис действительно болел своим делом. После того, как Непал вновь открылся миру,а город Катманду стал его альпинисткой столицей, своеобразной Меккой для спортсменов всего мира стал бар «Yak and Yeti» все в том же «Royal Hotel». Здесь начинались и заканчивались высокогорные экспедиции, а хозяин заведения всегда был готов рассказать о Непале и его обычаях, помогал получить разрешения на восхождения, был переводчиком французских и швейцарских экспедиций. Сам являясь спортсменом и исследователем, Борис Николаевич молодел душой рядом с бесстрашными покорителями вершин. Что, однако, мешало процветанию его дела, ибо по натуре своей он никогда не думал о деньгах, потому частенько прощал альпинистам неоплаченные счета.

"Я всегда терял деньги на экспедициях, — говорил Борис, - альпинисты возвращаются с гор истощенными, но через неделю пребывания в Royal Hotel я возвращаю им нормальный облик."
«- Но, Борис, так мы никогда не разбогатеем, - упрекнула его как-то жена.
- Не волнуйся, дорогая, за все это нам воздастся в Райской Долине.»

В Райскую Долину Борис Лисаневич отправился 20 октября 1985 года, лишь недавно перешагнув 80-летний юбилей. Для Непала и всего мира он навсегда останется человеком, открывшим эту далекую и прекрасную страну, «второй достопримечательностью после Эвереста». Благодаря Борису Николаевичу Лисаневичу каждый человек в мире может посетить Непал, легко и быстро оформив визу прямо в аэропорту «Трибхуван» — это лишь одна из многих вещей, которая стала возможной благодаря стараниям нашего соотечественника. Он похоронен все там же в Катманду — месте, которое он считал своим домом и где воспитал сыновей, после продолживших его дело.

Памятник Борису Лисаневичу располагается рядом с не менее известными альпинистами-первопроходцами Э.Хиллари и Н.Тенцингом, также ассоциирующихся у всего мира именно с Непалом. Недалеко от скульптур располагается и сам "Royal Hotel"
Памятник Борису Лисаневичу располагается рядом с не менее известными альпинистами-первопроходцами Э.Хиллари и Н.Тенцингом, также ассоциирующихся у всего мира именно с Непалом. Недалеко от скульптур располагается и сам "Royal Hotel"

А с вами был Бородатый Горец, спасибо, что читаете нас. С этой и другими статьями вы также можете познакомиться в нашей группе "Бородатый Бард" в ВКонтакте, где в целом много интересного материала)