Берег Волги. Советские солдаты заняли позицию в стратегически важном доме и обороняются всеми правдами и неправдами. Они прибегают к различным хитростям, чтобы не отдать объект врагу. Противостояние длится долгие 58 дней, тянущихся словно годы. Во главе группы красноармейцев старлей Афанасьев и старший сержант Павлов. Это событие в истории запомнится как неудавшийся захват дома Павлова.
И как позже будет говорить маршал Чуйков:
«За время обороны было нейтрализовано такое количество гитлеровцев, сколько полегло при взятии теми целой страны – Франции.»
Отдельно хочется отметить, что красноармейцы понесли куда меньшие потери. И оттого становится особенно интересно, чем же пользовались советские солдаты, чтобы противостоять врагу и не сдали позиций. Хотя гитлеровцев было в разы больше.
Самый престижный дом Сталинграда
…это – и есть дом Павлова. Где в мирное время жили партийные работники и инженеры, вместе с семьями.
Когда немцы нагрянули туда (событие более известное в качестве битвы под Сталинградом), уцелевшие здания стали важными опорными пунктами. И каждое из них – на вес золота, включая и дом Павлова.
В своей книге «Сражение века» вышеупомянутый маршал писал:
«Вся ценность была в городских останках. Они помогали нарушать боевые строи наступающих гитлеровцев, из-за чего тем приходилось направляться вдоль по улицам домов. И мы получали преимущество, окружали их и уничтожали.»
Поэтому за каждый подобный объект и было противостояние отнюдь не на жизнь! Но именно дом Павлова стал опорной точкой – вблизи него более никаких объектов не было, поэтому отдать его врагу было бы самой грубой ошибкой, способной поставить на кон всю битву под Сталинградом. Больно уж хороший «вид» открывался в обе стороны с него.
Оборона – превыше всего!
Дом Павлова оказался под контролем Красной Армии. Началась оборонительная застройка – укреплялись, как могли. И благодаря тому, что солдаты буквально днями и ночами не спали, а укреплялись, дом стал настоящей, непреступной крепостью.
Уже через несколько дней с взятия его под собственный контроль, удалось прорыть траншеи, ведущие к соседним постройкам. Также была налажена связь с «соседями», размещающимися вблизи Волги.
Каждая квартира стала огневой точкой – для быстрой смены позиции, чтобы враг не успевал обнаружить, откуда его осыпало градом из свинца. Но и подойти к дому было проблематично – все пути были заминированы. Также вблизи дома Павлова расположили пулемётные точки с единственной целью – стрелять по каждому, кто находится спереди.
Но в чём был настоящий секрет обороняющихся?
Логично, что без русской смекалки здесь не обошлось. Иначе ни о каких 58 днях обороны и последующему отступлению немцев от попыток захвата «точки» не шло бы речи.
Как только начиналась бомбёжка – никого в доме Павлова не было. Лишь малая часть солдат – те, на чьих плечах лежало дежурство. Остальные солдаты буквально пропадали – они спускались в самодельное бомбоубежище. И немцы, бомбя данный пункт, искренне считали – с каждым кругом у них всё больше шагов завалить под останками дома красноармейцев.
Однако, найденный там люк водопроводного тоннеля и прорытая к нему траншея, и превратились в то самое бомбоубежище – немцам было не достать оттуда солдат СССР. Все защитники находились в полной безопасности. Здание и дозорные – да, страдали. Но без присмотра оставлять контрольную точку было нельзя. Но и это неединственная хитрость, к которой прибегали наши.
«Павловцы» пускали ракеты-обманки. Дело в том, что развалин в Сталинграде было предостаточно. И гитлеровцы использовали цветные ракеты – выстреливали ими в дом, чтобы «отметить» тот с высоты птичьего полёта для дальнейшей бомбардировки. Но выпускаемые ракеты-обманки того же цвета со стороны красноармейцев буквально не давали пилотам понять – куда конкретно нужно стрелять.
Позже Павлов в собственной книге «В Сталинграде» напишет:
«Благодаря этой хитрости лишь малая часть бомб добиралась до нашей настоящей позиции. Добрая часть из них падали на позиции самих немцев, даже когда те намеренно меняли цвет ракет, мы перестраивались и повторяли этот трюк вновь!»
Но был у крайноармейцев и ещё один «секрет» - в лице Анатолия Чехова – снайпера. Правда, тот дислоцировался в доме Павлова не постоянно, а заглядывал с периодичностью, предпочитая занимать неприметные позиции сразу после бомбёжки. Ему удалось покосить немало противников – за раз настреливал 12-20 целей.
Рекомендую:👇
❤️🎁👇Поддержи проект любой суммой
Нажми на эту надпись! Форма пожертвования 👈🏻
Или по номеру карты Сбербанка 4276 5500 4332 0483