Найти тему
Катехизис и Катарсис

Краткая история появления бронепоезда

Оглавление

Одними из первых нечто, что с некоторой натяжкой, можно назвать пра-пра-пра-дедушкой бронепоезда, применяли готы, как описывает Аммиан Марцеллин (офицер римской армии, живший в IV веке). Имеются задокументированные единичные случаи выстраивания укреплений из телег и у Китайцев.

Гуситский Вагенбург. На тему Гуситских Войн есть отличные статьи на Коте.

В эпоху порохового оружия появились вагенбурги [1] Яна Жижки, фургоны переселенцев на Дикий Запад [2] и другие мобильные защитные сооружения. И всем им мешало одно — отсутствие мощной тягловой силы, способной перевозить серьёзное оружие и защиту для его расчёта. Как-никак, все эти вагенбурги были очень удобной мишенью для артиллерии и имели сравнительно слабую броню.

Пионеры и первые попытки

Первые идеи о создании бронепоезда появились почти сразу же, с появлением железной дороги — а конкретно, во Франции в период реставрации в 1826 году французские инженеры создавали первые проекты платформ с установленными на них орудиями. [3]

Хотя, скорее, это были проекты железнодорожной артиллерии в виде платформ с установленными орудиями, а не привычных всем забронированных бронепоездов с вращающимися орудиями и спонсонами.

-2

Французы умели решать простейшие задачи по физике

История не сохранила ни имен инженеров, ни причин прекращения работ, однако, на взгляд автора, помимо очевидного и напрашивающегося, как универсальная отмазка, «консерватизма генералов», которая лепится на любое новое оружие, которое, будучи необкатанным и сырым, ни разу не проявляло своего потенциала, существовали и более понятные и резонные причины.

Причиной отказа от развития в этом направлении, как кажется автору, стали опасения, что отдача артиллерийских орудий будет разламывать платформы, орудия будут слетать с них (небезосновательное опасение, между прочим, частично подтвердившееся впоследствии, в американской гражданской войне), пробивать настил, а при боковой стрельбе, вообще может сноситься вся платформа с путей, будут изгибаться реборды колёс и деформироваться рельсы. К тому же, так или иначе, при стрельбе платформа всёравно «играет», поэтому возможность точной стрельбы на самых первых жезенодорожных платформах тоже справедливо ставится под сомнение.

-3

Пример брони «сэндвич» сталь-дерево-сталь, применённой израильтянами в 1948 году

Нечто, отдалённо похожее на бронепоезда, было замечено и при осаде Вены в 1848, когда австрияки жестоко подавили массовую попытку сорвать специальную войсковую операцию по дереволюцизации Венгрии силами Венского гарнизона, более известное, как Октябрьское восстание. Впрочем, бронепоездами эти составы можно было назвать с натяжкой, поскольку бронировка вагонов выполнялась по типу сэндвича: дерево — песок — дерево. Пушки австрийцы не устанавливали, и стальной брони на них не было. [4]

Российская Империя

Как ни удивительно, но во второй четверти 19 века больше всего революционных идей о создании бронепоездов возникло в той стране, где практически не было железных дорог — Российской Империи.

Береговые батареи, это очень и очень ценная, как с военно-тактической, так и с ценовой точки зрения, вещь. Их польза в намечающейся заварушке с турками не могла не быть очевидна. Да вот беда, береговая линия — огромна, удобных мест для высадки — много. Бюджет на батареи — не бесконечный. Флот — будет занят разгромом флота врага или рейдами. Что же делать? Поставить береговые батареи на колёса!

-4

План крепости Г. Кори. Два этажа

В 1847 году инженер-капитан русской армии Густав Кори предложил создать передвижные крепости. Суть его предложения была в постановке артиллерийского орудия на железнодорожную платформу, прикрытии её бруствером и постоянной смене позиций туда-сюда внутри крепости, становясь таким образом, неуязвимым для контрбатарейной стрельбы.

Из менее очевидных плюшек — возможность держать все эти орудия «до востребования» в любом месте крепости, или вообще вне крепости, куда доходила бы железная дорога и привозить их лишь по необходимости и только туда, куда надо. Проект вообще был насыщен наворотами разной степени гениальности.

Например, Г. Кори предлагал прицеливаться не по верхней поверхности орудия, а по нижней, сделав соответствующий вырез в станке. Этим предполагалось защитить голову «прицелыцика», так как в этом случае она находилась бы под турелью орудия, а не над ней. Железнодорожные пути предполагалось устанавливать на двух этажах. Крепость снабжалась всевозможными паровыми машинами, которые, кроме всего прочего, могли перемещать орудия, в случае их повреждения, с одного этажа на другой. [5]

К сожалению, реконструкция Севастопольской крепости проводилась по плану, утвержденному еще в 1834 году, в результате чего, артиллерийская оборона крепости имела несколько серьезных недостатков, которые вскоре сказались. Аж Тотлебены от стен отклеивались.

Затем, в 1855 году русский инженер Н. Репин представил в морское министерство проект железнодорожной артиллерийской батареи, предусматривающий прокладку железнодорожных путей в районах возможного применения береговой артиллерии. Однако проект Репина был принят к сведению «как не заключающий в себе ничего, заслуживающего внимания». Впрочем, в то время ситуация на полях Крымской Войны развивалась совершенно скверно, а в Крыму отсутствовали железные дороги, и Военному Министерству было, о чём подумать, кроме создания оружия, которое пригодится «когда-то там» и которое абсолютно негде применять. [5]

-5

Проект П. Фомина установки на железнодорожных платформах крупнокалиберных мортир.

В 1860 году еще один проект представил поручик П. Фомин. Само собой, проект так же не был серьёзно принят. Железная дорога тогда в России многим казалась «заморской штучкой», без которой Россия может прекрасно обойтись. [5]

Хотя, возможно, Военное Министерство умело решать простейшие физические задачи не хуже французов, а в условиях практически полного отсутствия железнодорожного полотна, что зависело не только от него, справедливо сомневалось в целесообразности подобных проектов. Прокладывать же полотно исключительно ради подобных «вундервафель» никто бы в здравом уме не стал.

Американская гражданская война.

Большинством, например, [5] признаётся, что первое практическое применение железнодорожной артиллерии в составе железнодорожного состава произошло именно тогда.

Широко разрекламировано применение русским генералом Турчиновым импровизированного бронепоезда, сделанного из мортир, установленных на платформы, уже в 1861 году. Однако, это было далеко не единственное применение бронепоездов в гражданской войне в США.

Например, ещё в самом начале гражданской войны, в 1861 году в Филадельфии был построен первый в мире, уже как-то похожий на классической, броневагон, имеющий полноценное противопульное бронирование из стали и даже, артиллерийское вооружение — дульнозарядное 12-фунтовое орудие «Наполеон» образца 1853 года, направленное вдоль рельсовых путей [6]. В то время как раз входили в моду речные мониторы, но не те, в которые вы привыкли смотреть, а бронированные корабли малой осадки, вооружённые артиллерией, поэтому, северяне, недолго думая, назвали свою конструкцию «Рельсовый монитор» (Railroad Monitor).

Предназначался он не для фронта, а для патрулирования тыловых железных дорог в районе Балтимора с целью предотвращения диверсий конфедератов. В нём были так же оборудованы стрелковые бойницы для солдат, стреляющих стоя. [6]

-6

1 из 2

Гравюра из американского еженедельника "Харперс Уикли" времен гражданской войны с изображением первого "Рельсового монитора"

Подобных «антипартизанских» броневагонов было сделано, как минимум, 3 штуки. Причём, второй из них имел уже два «Наполеона», направленных в разные стороны. А третий, как нетрудно догадаться, аж 3 орудия.

Примечательно то, что сам локомотив не бронировался. Предположительно, из-за того, что северяне посчитали, будто толстая железная защита котла сама по себе уже достаточна для того, чтобы противостоять слабым пулям тогдашних ружей.

Только третий рельсовый монитор принял участие в войне уже не как патрульный бронепоезд, а непосредственно на поле боя в сражении 1 августа 1864 года у Милл Фолк. Однако, первый же блин у северян вышел комом и меткий пушечный выстрел конфедератов сразу вывел из строя паровоз и парализовал состав, затем еще один снаряд пробил борт броневагона, убив нескольких солдат, а уцелевшие члены команды выскочили из вагона и бросились бежать.

Честь первой в истории победы над бронепоездом принадлежит наводчику легкой полевой артбатареи южан Джорджу МакЭлви, а северяне больше не пытались применять бронепоезда в регулярном бою. [6]

На юге, между тем, тоже не сидели без дела. Столкнувшись с превосходящим количеством пушек, генерал Роберт Э. Ли поручил ВМС Конфедерации построить железнодорожную мобильную артиллерийскую платформу и таковая была создана в Ричмонде по предложению командующего артиллерией конфедератов генерала Горджеса летом 1862 года. Автором проекта выступил лейтенант Джон Брукс. [6]

-7

Должно быть, поздняя модификация Lady Merrimac, так как здесь есть защита сбоку

Установка получила название Lady Merrimac (согласно другому источнику, Dry Land Merrimac). Она была вооружена 32-фунтовым дульнозарядным морским орудием Brooke с боезапасом 200 снарядов. Защиту спереди обеспечивал наклонный щит из толстых досок, к которому были прикреплены отрезки рельсов. Сзади и с боков защита отсутствовала. Расчет орудия составляли 13 человек, масса установки - 26 тонн. При стрельбе, из-за отсутствия специальных противооткатных устройств, она имела свободный откат вдоль оси вагона, доставляя массу неудобств расчету и угрожая слететь с платформы. В силу этого обстоятельства, расчет орудия мог вести огонь только вдоль железнодорожного пути. [6]

Первое официальное применение бронепоезда конфедерацией произошло во время атаки на станцию Сэвидж 29 июня 1862 года [6]. Что интересно, в некоторых источниках, например, [7] считается, что первыми бронепоезда применили в этот день северяне.

-8

60-Фунтовая пушка Пэррота во время осады Петерберга во время Гражданской войны в США.

Ознакомившись с успехами южан, северяне просто позаимствовали идею железнодорожных мортир, увеличив бронирование и мощь пушек. Примером здесь является 60-фунтовое нарезное орудие Пэррота, установленное на 14-колесном шасси и бронированное трехслойными щитами из деревянных брусьев максимальной толщиной, судя по фото, около полуметра. Такая защита, по идее, удерживала не только пули, но и ядра небольшого калибра на дальних дистанциях. Данная установка использовалась северянами на заключительном этапе войны в боях под Петербургом и Ричмондом. [6]

Более широкое распространение в армии Юга получили «броневагоны», бронированные сделанными из прессованного хлопка тюками. Эта импровизированная «броня», по-видимому, была крайне доступной в рабовладельческих штатах, специализирующихся на добыче хлопка, но она обеспечивала защиту лишь от гладкоствольных ружей и винтовочных пуль на излете, а от снарядов и ядер совершенно не спасала. [6]

Примечательно, что американцы почти сразу же догадались ставить локомотив между бронированными вагонами, а не спереди.

-9

Эрзац-броневагоны южан, бронированные хлопком. Судя по всему, стрелять предполагалось прямой наводкой по другим поездам, либо навесом, но вдоль путей.

Развитие идей в Европе

Несмотря на то, что принято считать, будто бы опыт американской гражданской войны был в Европе проигнорирован, временами, возникает ощущение, что это вовсе не так, а причины отсутствия массовых бронепоездов и других технических новинок, на взгляд автора, объясняются скудностью военных бюджетов «мирного времени» всех стран. Отсюда и не развивалась тактика, всегда подстраивающаяся под наличествующее оружие.

Французские инженеры, например, известный тогда изобретатель, кораблестроитель, политик лидер и борец Станислас Дюпюи де Лом, в середине XIX века разработал несколько оригинальных проектов бронированных поездов, по большей части, оставшихся нереализованными. [7]

-10

Личный бронепоезд Луи Наполеона III

Тем не менее, уже в 1869 году был построен первый французский бронепоезд, представлявший собой три двухосных броневагона в составе личного эшелона императора Наполеона-III. Они предназначались для укрытия августейшей особы и ее свиты в случае обстрела противником или нападения террористов. Луи Бонапарт к тому времени уже пережил несколько покушений, в него стреляли и кидали бомбу, так что, предосторожность была далеко не лишней. [8]

Некоторые краем уха что-то слышали о бронепоездах во время Франко-Прусской Войны 1871 года, однако, здесь не было, по-факту, ничего нового и интересного. Пруссаки разместили несколько орудий на платформе и занимались обстрелами Парижа, а известный на тот момент парижский механик Кель в ответку построил бронированный поезд, вооруженный двумя митральезами, который иногда выпускали «погулять» по приказу Генерала Дюкро, наводя ужас на пруссаков.

Куда как более интересен бронепоезд, спроектированный уже знакомым нам инженером Станисласом Дюпюи де Ломом и названный «Орлеан», предвосхитивший развитие рельсовой бронетехники не только в девятнадцатом, но и в двадцатом веке. В нем впервые было воплощено то, что в дальнейшем считалось общепринятым и очевидным, — бронированный локомотив и поворотные орудийные башни.

Бронепоезд был построен в в Париже, предположительно, 1870 году, но, поскольку немцы так и не решились штурмовать город, в бой он вступил против французов во время кровавой разборки между коммунарами и версальцами. [8]

-11

Бронепоезд «Орлеан» в бою. Гравюра.

Как видно, он движется по двум параллельным рельсовым путям, а его орудийные платформы скреплены бортами. Такая оригинальная схема не встречалась более нигде, кроме сверхтяжелых железнодорожных орудий. В данном же случае подобную компоновку состава можно объяснить желанием обеспечить обоим броневагонам возможность вести курсовой огонь. [8]

Проблемой использования подвижной артиллерии в береговой обороне заинтересовались и в Англии. Так, в январе 1871 года полковник Уэдерд предложил использовать железнодорожную артиллерию при защите Лондона. В 1876 году на железнодорожной платформе разместили 81-тонное орудие.

-12

Его идеи не потеряли актуальности даже через очень много лет. На фото мотоброневагон Кировского Завода с использованием поворотных башен от среднего танка Т-28

Уэдерд тогда впервые предложил оборудовать позиции постоянными платформами с поворотными кругами. В 1886 году англичане провели в Дели ещё одни испытания, установив 40-фунтовое орудие весом 3,5 т. в одном случае на четырехколесной платформе весом 2,87 т., в другом — на восьмиколесной весом 5,36 т. Установки успешно стреляли поперек пути, и это позволило англичанам к концу века создать более совершенные системы. [5]

Кроме того, для охраны своих основных коммуникаций англичане стали создавать подвижные, хорошо вооруженные «гарнизоны на колесах». Они не только имели орудия на железнодорожные платформы, но и укрытия для стрелков в своеобразных передвижных блиндажах. Это чудо боевой техники так и называлось — «блиндированные поезда». [5]

Поначалу вместо брони они были защищены досками, связками канатов, мешками с землей. Вскоре доски и землю заменили сталью, обеспечивающей лучшую защиту. Так появились первые бронированные вагоны со стенами из стали толщиной 6,3 мм и высотой от 0,9 до 1,4 м, представлявшими надежную защиту от ружейного огня. Стрельба из таких вагонов поначалу велась поверх стенок, так как в них не имелось никаких отверстий. [5]

-13

Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года. Как видно, локомотив небронирован

Вторая Англо-Бурская Война

-14

15 ноября 1899 года Военный Корреспондент Уинстон Черчилль ехал в бронепоезде, когда бурский коммандос во главе с генералом Луи Ботой устроил засаду на поезд. Буры захватили Черчилля в плен и большую часть пассажиров поезда.

И наконец, во Второй Англо-Бурской Войне бронепоезда оформились окончательно, приняв уже знакомый нам по фильмам вид, вдальнейшем, мало качественно видоизменяясь. Бронепоезда уже не изготавливаются «на коленке» и под конкретные нужды, а имеют полноценные типовые чертежи и всё необходимое, чтобы считаться полноценным принятым образцом вооружения. И в отличие от рельсового монитора, успешно и сравнительно массово, применяются на поле боя и для охраны коммуникаций.

На вооружение тогдашней английской армии были приняты бронепоезда трех типов. Первым типом были обыкновенные крытые товарные вагоны, забронированные 7-мм листами. Двери этих вагонов, открывавшиеся наружу и запиравшиеся изнутри на засов, находились в их продольных бортах и предназначались для посадки — высадки экипажа. В верхней части бортов броневагона делалась длинная прорезь, использовавшаяся для наблюдения, вентиляции помещения и как амбразура для ведения огня из ручного стрелкового оружия. В вагоне еще имелись амбразуры: вдоль бортов посередине и внизу — для ведения огня стрелками с колена и лежа соответственно. [4]

-15

Бронепоезд 1-го типа. Открытый верх

Бронепоезда второго типа состояли из полуоткрытых четырехосных платформ. Вагоны в них бронировались листами из волнистого железа. Причем эти листы устанавливались на небольшом расстоянии от родных деревянных бортов, а в пространство между ними укладывались рельсы. Стены подобных броневагонов имели высоту до двух метров, а оборудованные в них амбразуры закрывались бронезаслонками. Вооружение их могли составлять, помимо оружия стрелков, скорострельные орудия и пулеметы. Огонь по врагу пехотинцы вели с двух положений — стоя и лежа. Для защиты экипажа броневагона от дождя и солнца на раме натягивался брезент. Отдельные вагоны бронепоездов второго типа оснащались наблюдательными вышками. [4]

Вагоны бронепоездов третьего типа являлись обыкновенными товарными вагонами, забронированными чем придется, от рельсов и шпал до прочего подручного материала — бревен, мешков с песком. Посадка стрелков в такие вагоны осуществлялась через борта, так как дверей в них не предусматривалось. [4]

-16

Та самая бронировка канатами, вот уж действительно, «Волосатая» Мэри

Интенсивная эксплуатация «блиндированных поездов» — а применялись они не только для боевых действий, но и для переброски войск и доставки грузов — заставляет Англичан заняться бронировкой и локомотивов. Поначалу они бронируются свисающими рядами сверху вниз плотными канатами, защищающими паровоз от пуль стрелкового оружия. Имеющие после такой бронировки довольно причудливый вид, паровозы получают в войсках прозвище «Волосатая Мэри».

В дальнейшем такая бронировка вытесняется более привычной — квадратный короб из листов стали, одеваемый поверх локомотива. Иногда бронировке подвергались даже колеса. Машинист и кочегар попадали вовнутрь через узкую стальную дверь в бортах кабины. А наблюдение за местностью велось сквозь маленькие окошки. [4]

Помимо стандартных бронепоездов, англичане отметились эпизодическим применением «сухопутных бронепоездов» — бронированных тракторов, буксировавших 4-колёсные вагоны с солдатами и пушку. Ездило это чудо уже не по железной, а по обыкновенной дороге и, по словам англичан, было чрезвычайно проходимым. Впрочем, об этом, возможно, как-нибудь в другой раз.

Если раньше бронепоезда и железнодорожные орудия были скорее единичными и ситуативными игрушками, то по ходу Англо-Бурской Войны количество бронепоездов, применяемых англичанами превысило два десятка. В дальнейшем, бронепоезда развивались, встречая взлёты в Первой Мировой и Гражданской Войне, поубавив своё значение ко Второй Мировой, пусть и активно применяясь РККА, например, для защиты от налётов немецкой авиации.

-17

БРЖК

Тем не менее, даже сейчас они находят своё применение. На ум приходят знаменитые боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), оснащённые ядерными ракетами. БЖРК к броневым поездам никогда не относились, но в шутку всёравно назывались «бронепоездами»

А в 2015 году Сергей Кужугетович Шойгу заявил о том, что в составе Вооружённых Сил Российской Федерации числятся, минимум, 4 бронепоезда. Некоторые из них даже попадали в новостные передачи в совсем недавнем прошлом.

Автор - Андрей Котемяка, #котемякакат

Список источников и литературы в комментариях!