«Умер Игорь Федорович Масленников... Когда-то я возил его на кинофестиваль в Челябинск, и он попросил местных соорганизаторов показать ему заводскую библиотеку знаменитого ЧТЗ. Оказалось, что в годы той страшной войны маленький Игорь вместе с родителями, работавшими в инженерном статусе на Кировском (Путиловском) заводе в Ленинграде, были эвакуированы в Челябинск.
Семью поселили в помещении библиотеки, а в ней было полное собрание сочинений Диккенса, которое эвакуированный мальчик стал читать... "Именно в этих стенах родилась моя англомания",- сказал тогда постановщик фильмов о Шерлоке Холмсе.
Все из детства и все из беды. Светлая память замечательному режиссеру и человеку!»
Этот пост на своей странице в социальной сети написал известный киновед Вячеслав Юрьевич Шмыров.
Действительно, все так и было. Родился Игорь Федорович Масленников 26 октября 1931 года. Его мать была дочерью донского казака, а отец работал инженером на известном заводе "Красное Сормово". Потом вся семья переехала в Колпино. Его отец работал на Ижорском заводе заместителем начальника Петра Меркурьева — брата известного актёра Василия Меркурьева, с которым они были очень дружны.
Во время блокады они уехали в Челябинск. Именно в этом городе Федор Масленников возглавил конструкторское бюро по производству знаменитого танка Т- 34. Несмотря на высокую должность, квартиры или комнаты семье никто не выделял. Ютились, в том числе и в библиотеке. После войны Масленниковы вернулись в Ленинград. Квартиры у них не было, почти два года жили в доме Меркурьевых, отец работал на Кировском заводе.
В школьные годы Игорь увлекся театром, рисованием. Потом окончил филфакл ЛГУ, работал в вузовской газете. О кино он тогда и не думал. Затем была работа на Ленинградском телевидении, подрабатывал и сценографом, оформлял телеспектакли. К тому времени он уже был женат, подрастал сын, надо было кормить семью.
- Может быть, он бы так и работал на телевидении, если бы не скандал на Ленинградском телевидении. Вот что о той давней истории, которая круто поменяла его жизнь, рассказывал сам Игорь Федорович:
"А с кино у меня вышло так. Я долго работал на телевидении, дослужился до главного редактора литдрамвещания. Это были хорошие времена – «хрущевская оттепель». Мы все тогда и в коммунистическую партию вступили, думая, что наступило новое время, и мы, как патриотичные люди, можем как-то помочь своей стране. В это время у нас в Литдраме работало много замечательных режиссеров, – Товстоногов, Агамирзян, Владимиров, - было поставлено много прекрасных телеспектаклей, которые по кабелю шли в Москву, на Центральное телевидение. Потом мы начали делать кинофильмы и сняли ленту «Я шофер такси». Это был первый сценарий молодого, начинающего писателя Владимира Кунина. Ставил эту ленту Лев Цуцульковский, а главную роль играл Ефим Копелян. Я в это время работал главным редактором, и в этот момент сняли Хрущева. Сразу же началось стремительное «похолодание». Начались бесконечные вызовы в обком партии, в Смольный, бесконечные «проработки», наказания, выговоры…
Фильм «Я шофер такси» вообще был запрещен, его создателей обвинили в «клевете на советский строй», хотя это была совершенно безобидная лента. Началась какая-то возня – выгнать одних, посадить других… С телевидения надо было уходить – меня замучили все эти партийные выговоры. И вот если бы в этот момент, допустим, были открыты курсы режиссеров эстрады или цирка – я бы туда пошел. Но появилось объявление на «Ленфильме», что Григорий Козинцев набирает на свой режиссерский курс, и я подал туда заявление."
В 1967 году Игорь Масленников окончил Высшие режиссёрские курсы при "Ленфильме". С этого же года он стал работать на знаменитой Ленинградской киностудии. Первый его фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина", который он снимал вместе Ильей Авербахом, очень понравился зрителям, но не понравился кинокритикам.
Многие из них упрекали эту картину в «клевете на советскую молодежь», Создатели фильма даже были заподозрены в попытке «очернить нашу действительность».
Игорь Масленников пробовал себя в разных жанрах. Ко многим своим картинам он сам писал и сценарии. Снимал сначала "Фитиль", потом был приключенческий фильм "Гонщики", картина "Сентиментальный роман"
Увлекательный приключенческий фильм "Ярославна, королева Франции".
Низкий поклон Мастеру и за его экранизацию "Пиковая Дама"!
Игорь Федорович снял десятки замечательных картин, но нерукотворный памятник он себе воздвиг, создав шедевр на все времена, равных которому нет и не будет. Его "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона" - классика нашего кино. Сколько он в него вложил сил и здоровья...
"То, что я поседел, — результат многолетней работы с Ливановым", — признался как-то режиссёр. А работа была действительно многолетней: зрители писали сотни писем, все ждали продолжения история про Шерлока.
А какой бесценный подарок Игорь Федорович сделал всем женщинам страны! В ноябре 1985 года впервые по телевидению показали первую серию "Зимней вишни".
Потом вышла целая трилогия этого фильма, опять же по просьбам зрителей. Так всем понравилась история Ольги и Вадима.
Очень жаль, что Игорь Федорович так и не успел снять продолжение "Зимней вишни- 4". "Зимняя вишня. 30 лет спустя" должен был стать финалом фамильной саги. С 2016 года Игорь Федорович искал деньги на съемки! Был готов и сценарий, и многие актеры дали согласие. Его студенты, выпускники режиссёрских курсов, были готовые взять на себя постановочные и административные тяготы. Режиссер писал, просил... Потом через платформу в интернете деньги вроде собрали, начали снимать...Что теперь будет с продолжением "Зимней вишни" неизвестно...
В одном из своих интервью изданию "Фонтанка", на вопрос журналиста о страхе смерти, Игорь Федорович ответил так:
— Абсолютно не боюсь смерти. Какой смысл этого страшиться? Я ведь… Я не могу сказать, что я воцерковлённый человек. Но я агностик. Я — как Кант, поражаюсь только двум вещам в этом мире невероятном: звёздному небу и совести в душе человека. В этом есть что-то божественное и необъяснимое. Если совесть есть, чего бояться-то?
Светлая память...