Всякое девиантное поведение несовершеннолетних, а именно совершение различных правонарушений, преступлений, бродяжничество, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, имеет в основе социальную дезадаптацию, корни которой находятся в семье. Без улучшения семейной ситуации любые изменения в ребенке не носят стабильного и продолжительного характера. Поэтому профилактику безнадзорности следует начинать с семьи, где растет и воспитывается трудный подросток.
Особое попечение и помощь
Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 03.12.2011)).
Следует отметить, что безнадзорным несовершеннолетний считается не только в случае полного неисполнения родителями или законными представителями своих обязанностей по его воспитанию и содержанию, но и в случае исполнения таких обязанностей, но явно в недостаточном объеме. Ведь для того, чтобы из ребенка выросла всесторонняя личность, нужно не только обеспечивать его всем необходимым в материальном плане, но и постоянно воспитывать, интересоваться его жизнью, следить за учебой, кругом общения и времяпровождением.
В статье 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, утверждается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. А в части 2 ст. 25 названного правового акта говорится, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. В части 2 той же статьи указывается, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Таким образом, защита прав детей - одно из приоритетных направлений не только Российского государства, но и мирового сообщества. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей и заботе о них, создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения их прав, - это и возможность представительства интересов детей их родителями и законными представителями в любых инстанциях, и защита детей от "плохих" родителей.
Государственная защита
Несмотря на то что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, в настоящее время в России насчитывается огромное количество обездоленных, брошенных, беспризорных детей и детей из неполных семей.
Хотя в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 03.12.2011) "беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания", в России беспризорниками называют всех брошенных, обездоленных и скитающихся детей, даже формально имеющих место жительства.
Следует отметить, что проблема беспризорности детей в нашей стране существовала всегда, но обострялась особенно остро в периоды войн и социальных катаклизмов. В основном это было связано со смертью родителей, в результате чего многие дети становились сиротами. Вместе с тем в ст. 20 Конвенции о правах ребенка указывается, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Государство, проявляя заботу о детях, постепенно создавало, развивало, реорганизовывало систему органов, занимающихся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время указанные функции выполняют органы опеки и попечительства, которые образовываются при органах местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Закона N 120-ФЗ органы опеки и попечительства:
- дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
- участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Независимо от того, какие причины повлекли сиротство, эти дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органах опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы. Однако для этого прежде всего необходимо определить факт утраты родительского попечения и отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Вместе с тем довольно часто родительская забота существует, но является минимальной, что представляет собой вариант семейного неблагополучия и также является объектом внимания органов опеки и попечительства.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. А также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Совокупность мер
Необходимо учитывать, что выявление детей, оставшихся без попечения родителей, путем сообщения соответствующих органов и граждан в органы опеки и попечительства само по себе не является панацеей. Этот метод начинает работать только в совокупности с другими мерами профилактики беспризорности, где важную роль играет активный поиск детей из социально неблагополучных семей, попадающих в зону риска (родители которых ведут асоциальный образ жизни и не заботятся о них).
Однако зачастую социально неблагополучными являются любящие своих детей родители, в силу материальных и иных причин не могущие дать им полноценного содержания и воспитания. Поэтому в каждом конкретном случае ситуацию надо оценивать индивидуально. Иногда достаточно поддержать деньгами или иным образом нуждающуюся семью, и ребенок останется с любящими родителями. Конечно, эту проблему необходимо решать на государственном уровне.
Забота о детях, их воспитание - основное личное неотъемлемое конституционное право родителей и их обязанность. В соответствии с законодательством РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Дети - это будущее, что признается в каждой цивилизованной стране. Поэтому как на международном, так и на государственном уровне проводится политика, направленная не только на добросовестное осуществление родительских прав родителями или законными представителями ребенка, но и на воспрепятствование злоупотреблениям ими. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, на их физическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с законодательством РФ родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия (18 лет). Иногда родительские права прекращаются раньше, например, при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность, с письменного согласия родителей полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность при осуществлении своих действий приобретать права и нести обязанности).
Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию, от выполнения которых во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность здраво оценивать свои поступки и контролировать чувства и эмоции. Родители должны быть для своих детей положительным примером.
Отметим, что за воспитание своего ребенка родители несут не только нравственную, но и гражданскую, административную и уголовную ответственность. А самой распространенной мерой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.