Секта относится аддиктивной организации. И не только секта.
Что такое аддиктивная организация? "Аddiction" в переводе с английского означает "зависимость". Соответственно, аддиктивная организация функционирует по правилам, формирующим зависимость от неё у членов данного сообщества.
Аддиктивные организации засасывают в свою воронку людей, склонных к аддикции, выходцев из неблагополучных семей, ведомых сомнительными авторитетами в силу слабости своего "Я".
В книге Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриевой "Психосоциальная аддиктология" приводятся механизмы, с помощью которых формируется зависимость человека от секты (иной аддиктивной организации). Вот эти механизмы.
1. Иллюзия семьи.
Если у человека не было и нет надёжного тыла в виде любящей семьи, он стремится найти в секте эту семью, удовлетворить потребность в принятии, принадлежности к группе, поддержке, защищённости. Удовлетворение, по факту, оказывается иллюзорным, зависящим от множества условий.
2. Принятие ценностей и правил секты.
Например, подразумевается, что человек, состоящий в определённой секте, должен отказаться употреблять в пищу мясо, носить определённую одежду или аксессуары, посещать секту каждый день и проводить там несколько часов в медитациях, разделять взгляды названного гуру, участвовать в групповых паломничествах и т.п.
Лидеры секты не приветствуют высказывание мнения членов группы, отличное от их собственного, как и любые попытки критического осмысления, неудобные вопросы.
3. Изоляция.
Лидер секты всё больше вовлекает человека в жизнь группы: в какие-то дела, мероприятия. Не приветствует, если он вырывается их этого потока, отвлекаясь на взаимоотношения вне данной аддиктивной общности, тем самым способствуя разрыву связей с внешним миром, кроме, разве что, источника доходов.
4. Обещания.
Лидер секты обещает её участникам духовное просветление, избавление от тревог и болезней, счастье в личной жизни, например. Вселяет веру в светлое будущее.
5. Миссия.
Лидер секты заявляет, например, что деятельность его организации направлена на то, чтобы сделать мир лучше, внушает членам секты, что они более духовно развиты и правильно живут, в отличие от остальных, тем самым питая их нарциссический голод.
6. Объекты для самоидентификации.
Человек, испытывающий трудности с пониманием своей специфики, достоинств, потребностей, смысложизненных ориентиров присваивает себе идеологию лидера секты и её членов.
Добавлю, что одним из механизмов формирования зависимости от секты часто выступает и иллюзия дружеских, любовных отношений.
Если человеку сложно найти партнёра в социуме, он идёт в секту в надежде там найти круг друзей или сексуального партнёра. Поиску партнёра в социуме мешает как недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, так и предубеждение, что в секте особенные люди, близкие ему по духу, каких не встретишь за её пределами. Часто людей удерживает в секте влюблённость в кого-то из членов группы, лидера секты, который питает их надежды и иллюзии.
Вовлекаясь в данную структуру человек ещё больше теряет себя и связь с внешним миром. А когда он оказывается глубоко зависимым от неё, становится очень сложно разорвать эти путы.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ-ДПДГ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru