У меня начался книжный запой.
Буквально вчера закончила читать одну книгу и вместо того, чтобы обдумать ее, вынести из нее свои уроки, собрать разрозненные мысли и впечатления в связное повествование, я томлюсь, скучаю, не нахожу себе места, не нахожу себе дела. Пока, наконец, не понимаю, что я хочу - читать. Быстро и резко закончившаяся книга не утолила мой читательский голод, поэтому моя рука тянется к книжной полке, к новому соблазнительному томику из серии "Эксклюзивная классика". На этот раз речь пойдет о дебютном романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "По эту сторону рая".
Сразу скажу, что этот роман поубавил мой читательский пыл. Книга читалась очень тяжело. Я читала ее дома, я читала ее на улице, я продиралась сквозь страницы, описывающие детство маленького эгоиста, не находя внутри себя никаких эмоций - ни сопереживания, ни негодования.
Перед нами возникает образ Эмири Блейна - мальчика, затем подростка, затем молодого человека, настолько упивающегося самим собой, любующегося самим собой, что временами становится смешно, настолько все это фальшиво, наиграно, неестественно и маскирует внутреннюю пустоту. От этого повествования меня постоянно отвлекали солнечные лучи, красивые виды еще не золотой, но уже готовящейся к своему расцвету, осени.
У героя его эгоизм, эгоцентризм, самолюбование возникают не на пустом месте. Это доставшаяся ему по наследству манера поведения его прекрасной матушки:
Беатрисе О'Хара досталось в удел воспитание, о каком в наши дни нельзя и помыслить; образование, измеряемое количеством людей и явлений, на которые следует взирать свысока или с благоговением; культура, вмещающая все искусства и традиции, но ни единой идеи.
Постепенно наш главный герой, Эммори Блейн, взрослеет, окончив закрытую частную школу, поступает в Принстон. Кажется, что постепенно он становится более человечным, социализированным, больше тянется к другим людям, меньше зациклен на себе. От отсутствия рядом других людей даже страдает. Хотя страдает больше от отсутствия восхищения своей персоной со стороны других людей.
-Я хочу, чтобы мной восхищались, Керри.
-Слишком много ты думаешь о себе.
Это Эмори не понравилось.
-Неправда, я и о тебе думаю. Мы должны больше общаться, именно теперь, когда быть снобом занятно.
Естественно, такое же поведение он демонстрирует и в отношениях с девушками. Ему важно только то, как он сам выглядит в паре с той или иной особой, ему важно, какие чувства и желания испытывает он. А что при этом думает, чувствует его партнёрша не только не важно для него, этого вовсе не существует.
Справедливости ради, надо отметить, что у Эмори Блейна не было перед глазами ни одного примера счастливой семьи, счастливых отношений, в которых бы партнеры считались друг с другом, уважали друг друга. Его собственные родители жили отдельно, даже не пытаясь сохранить видимость полноценной семьи. Его духовный наставник, священник Тэйер Дарси, тоже всячески предостерегает его от женитьбы. не веря в возможность гармоничных отношений.
Ты рискуешь жениться "на скорую руку, да на долгую муку"...
Естественно с такими багажом внутренних установок Эмори Блейн не способен создать семью. Роман имеет открытый финал, но совершенно нет ощущения, что впереди ждет какая-то кардинальная перемена.
Этот роман демонстрирует не просто неумение отдельно взятого человека выстраивать отношения, это обобщенный портрет целого поколения. Можно сказать что Эмори Блейн - это "герой своего времени" на американский манер.
Подводя итог, должна сказать, что это роман не очень хорошо скроен. Он лишь наживулен, не прострочен основательно, еще кое-где торчат нитки, которые стоило бы обрезать. Это ведет к тому, что впечатление от романа смазанное и не очень приятное.
Кажется, что начинающий автор стремится разом показать все свои способности. Роман изобилует поэтическими вставками, есть отдельные главы написанные в форме драмы. Но это ведет к тому, что повествование рассыпается. Это однозначно не самое сильное произведение Фицджеральда. Начинать свое знакомство с автором с этого романа я бы не советовала.
Впрочем, даже в дебютном романе чувствуются задатки будущего мастера слова. У Фицджеральда бесподобные, очаровательные олицетворения:
Июль изнемог от последней особенно жаркой недели...
Незваный ноябрьский дождь подло украл у дня последний час и снес его в заклад к старой процентщице - ночи...
Но в том-то и вся проблема, что явления природы в этом романе кажутся более человечными, более живыми и интересными, чем выведенные в романе персонажи.
Знакомы ли вы с романами Фицджеральда? Какой из них нравится вам больше всего? Считаете ли вы вопросы, поставленные в романе. актуальными для сегодняшнего дня?
📌Не забудьте поставить лайк, если вам была интересна публикация! Это огромная поддержка для маленького канала!💖