Найти тему
Знание - слово

ЛИЧНОСТЬ

Все знают, конечно, что такое «личность». Только рассказать толком, как правило, не могут. Ну, путаться начинают, - непростое, всё же, понятие. Наука всё знает «на отлично», и рассказать очень даже может. Объём литературы по психологии личности - просто «океан бездонный»! Тем более удивительно звучит тезис о полном отсутствии общепринятого определения личности. То есть, так и не договорились в науке, - что же такое «личность». Что ж так?

Есть частные определения, много! Но, нет такого, - общего и ясного, - чтобы простому человеку можно было пальцем ткнуть и сказать, объясняя кому-либо: «это личность, понял?». Вот, собственно, с этого и начинается самое непонятное в «теории личности».

Начало «непонятного» закладывается прямо на старте обучения в школе. Маленькому человечку, - «будущей личности», - доносят на уроках русского языка, что он «лицо одушевлённое». Но ему не сообщают прямым текстом, что у него, стало быть, есть душа. Напротив, через некоторое время человечек узнаёт, что «души у него нет». Так сказать, - «медицинский факт». Печальное обстоятельство, прямо скажем, для «лица одушевлённого»…

Человечек, правда, знает, что он, хотя бы, есть «Я». Откуда-то он это знает, так он себя «субъективно» ощущает. Это знание, похоже, изначально прописано в структуре его сознания, и уж конечно – в структуре самосознания. Но и тут случается неувязка его самоощущения с программой образования: всё, что касается «Я», так или иначе, рано или поздно, подаётся отлитым в форму «эгоизма». Как-то не приветствуется обществом акцент на изучении «Я» и вообще на самопознании. Человечек бы и рад подробнее изучить, кто такой есть этот «нехороший Я», да только…

… нет в психологии такого раздела знания – «психология Я».

А сократовский девиз «познай самого себя», остаётся в сообществе взрослых простой, недействующей «декларацией о намерениях». Зато, есть «психология личности»! Однако, самоощущение маленького человека остаётся прежним, он – именно «Я». Правда, это знание становится глубоко внутренним, почти «тайным».

А что же внешне, на показ, для похвалы и поощрения со стороны педагогов? «Личность»! – именно она затыкает собой брешь «отсутствия души», и расцвечивает светлыми красками приятного портрета тёмное пятно неизучаемого и очень подозрительного, неблагонадёжного «Я». Личность – «ядро человека», самая его суть. Так нам говорят…

Довольно рано мы принимаем эту игру, и тому способствует вся совокупность педагогической риторики! Мы все должны стать и быть непременно «личностью». Лучше, если «уникальной личностью». Ещё лучше, если «разносторонней личностью». Очень неплохо, если ещё и «сильной», а также «глубокой личностью». «Яркая личность» противопоставляется «серости», «отсталости» и «недоразвитости».

Вершиной юношеских мечтаний, конечно, становится образ «выдающейся личности»! Ну, ещё бы, ведь противоположное состояние, - «безличие» и «обезличенность», - это просто, ну, мрак и ужас какой-то…

Так, волей-неволей, складываются общие контуры жизненной программы – «стать личностью»! Так что за штука такая, «личность»?

Скука научных определений

Я буду очень краток, ибо не каждый выдержит «учёный тон» научно-психологических текстов. Известно же отношение простых людей к хитромудрым психологическим построениям: «когда психолог рассуждает, птицы дохнут на лету». Это - цитата. Случайно вычитал где-то на сетевых форумах. Так кто-то выразил своё крайнее неприятие того «птичьего языка», на котором изъясняется наука психология.

Итак, строго по науке: «Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни».

Можно привести ещё сотню таких определений, но суть их будет та же, где-то полнее, где-то короче. И вроде сказано немного, но на самом деле тут целая мировоззренческая программа! Глянем, внимательно, что именно здесь для нас написано.

Начну с мелочи. «Человеческий индивид» - словосочетание вполне корявое. Ведь «индивид» или «индивидуум», итак применяется только к человеку. Индивид не может быть «нечеловеческим». Положения научной психологии не применяются к животным, - категорически! То есть, говоря проще, «запудривать мозги» и рассеивать наше внимание на банальном и очевидном начинают прямо отсюда. Не по злому умыслу, нет. Просто у психологии такая привычка…

Указано также, что «индивид» обладает некими чертами, свойствами и качествами. «Индивидуальными», конечно. Не густо просветили, не густо, - мы это и сами знаем.

А теперь про серьёзное и важное: указано, что «индивид» выступает «субъектом сознательной деятельности». Конкретно термин «субъект» означает, что «индивид» не путает себя с «объектом», - с окружающим миром и обществом. Нам напомнили про существование «Я», самосознание! Но, тут же вводят важнейшее положение об обязательной «социальной значимости» наших свойств. Без этой значимости свойств «Я» в «общественную жизнь» и соваться не следует! Примерно как и «со свиным рылом, да в калашный ряд».

И это уже «оковы» для нашего «Я»! Ущемление свобод, так сказать. Хотим или нет, но эти, - непременно «социально значимые», - черты, свойства и качества и есть «личность». Если «индивид» обладает ещё какими-либо свойствами, - «социально не значимыми», - то к «личности» они отношения уже не имеют. Правильно, некоторые свойства своего «Я» мы даже на полиграфе не раскроем…

Простонародная правда о «личности»

На латинском личность обозначается как persona, а исконное значение этого слова – актёрская маска. И в русском языке тоже, личность - это личина; личность - маска, скрывающая лицо! Родственно и самому слову «лицо». Подать себя, как «товар лицом», - такова задача личности. Это слово русский народ знал за много веков до появления научной психологии с её разделом «психология личности».

Эту маску мы носим практически всегда и везде. Мы легко и запросто создаём сотни личностей для самых разных сообществ: для улицы, для производства, для родителей, для спутника жизни, для детей, для врагов, для друзей… Мы там везде очень разные! И в разных местах «сами на себя не похожи»…

Всё это – один и тот же человек «в разных личностях». Порой неузнаваемо разный...
Всё это – один и тот же человек «в разных личностях». Порой неузнаваемо разный...

Мы создаём личности настолько легко, что учить нас в этом деле просто нечему. А назойливые разговоры, «как же стать личностью», - пусты и беспредметны, мы и без них всегда личности. У нас даже есть документ, «удостоверяющий личность». Так что за штука такая, «личность»?

Личность всегда скрывает внутреннюю суть нашего «Я», защищает её от внешнего вторжения, - таково первейшее предназначение личности. Мы никогда и ни перед кем не раскрываемся полностью, до конца, - увы, таков наш «мiр», построенный на обмане и недоверии. Количество недоговорённого или вообще не проговариваемого огромно у каждого из нас. От этой необходимости свободны только дауны, которые, в частности, никогда не лгут. Увы, только дауны.

Моя же душа надёжно спрятана именно за созданной мною личностью. Это – необходимость, ибо во внешнем окружении всегда найдутся «субъекты», норовящие «плюнуть в душу». Малейшая брешь в защите, и они это сделают, снайперски!

«Я» также надёжно спрятано за спиной «могучей личности». «Я» не спешит раскрывать перед чужим взором свои истинные переживания! Даже телесную боль, если надо, мы можем успешно скрывать, - работа личности. Или, напротив, сущий телесный пустяк подать как вселенское страдание, - работа личности.

Личность – всегда ложь для отвода глаз от сокровенного. Личность – всегда инструмент для обретения выгоды, - как говорят, «личной выгоды».

Его «Я», беспардонно знающее внутреннюю правду, говорит только одно: «Господи, какую хрень я тут несу!». Но его личность преследует цель: выгода, выгода, выгода…
Его «Я», беспардонно знающее внутреннюю правду, говорит только одно: «Господи, какую хрень я тут несу!». Но его личность преследует цель: выгода, выгода, выгода…

Это знаменитый снимок - госсекретарь США Колин Пауэлл на заседании Совета безопасности ООН. Отстаивает «правомерность» бандитского вторжения американцев в Ирак. Он хорошо и вдохновенно «играет»! В руках у него пробирка с «сибирской язвой». Так сказать «вещественное доказательство». Сам он, его рациональное «Я», прекрасно знает, что это не так, - никакой «сибирской язвы» в этом флакончике нет. Более того, он хорошо знает, что никаких запасов этого ОМП у Ирака – тоже нет. Колин Пауэлл сейчас обращён к нам своей личностью, - маской, - демонстрирующей нам его «крайнюю озабоченность» нависшей над человечеством «угрозы».

Сейчас не время погружаться в обзор научных теорий и концепций личности. Читатель может заглянуть в безбрежные тексты психологии личности сам. Единственная польза от усвоения этого морока – это создание очередной личности, на сей раз для успешного утверждения в сообществе психологов. «Успешного» значит только одно: личность, как инструмент, позволит обрести некую выгоду.

Кстати сказать, не того ли, кто уже обрёл авторитет и влияние, как раз и называют «яркой личностью»? Того, именно того…

Именно личность, как особое духовное образование, объединяет в себе свойства всех прочих духовных составляющих человека в особом соотношении, - своеобразном для каждого человека, - и так предъявляет человека во всей красе и уродстве его окружению. Уродство, до поры до времени, удаётся скрывать… Таково предназначение личности.

Когда личность даёт слабину

Лишь иногда уродство прорывается наружу. Например, в состоянии сильного алкогольного опьянения, когда происходит распад личности как самого подвижного и неустойчивого из всех духовных тел. И тогда наружу выходит человеческое «Я», - утратившее на время рациональность и логичность, но сохранившее то, что называется «амбициозностью» и «притязаниями».

Такова природа и предназначение «Я»: оно не только рационально и расчётливо, оно не только обращено к великим планам познания истины. Оно, бывает, ещё и меркантильно, склонно к стяжательству и первенству, оно сластолюбиво и похотливо, жестоко и агрессивно. Эпикуровский гедонизм, возведённый в крайнюю степень, - истинное кредо такого «Я». Тщательно скрываемое кредо… Кто склонен это оспорить, тот просто боится самого себя и не видит смягчающую ретушь, наведённую личностью. Только бояться самого себя не следует, на то и существует «личность», чтобы держать человека в узде.

Кто склонен это вовсе отрицать, тот полагает, что «Я» и есть «личность». «Я – личность», так говорит он о себе, быть может с гордостью, не различая деятельность двух совершенно различных духовных существ. Но, воля русского языка такова: «Я» это «Я», «личность» же – нечто совсем другое… Слова от разных корней, повествующие о разном.

Отвратительная картина явления народу «Я», оставляет немалое удивление у всех наблюдателей. Удивлён пришедший в себя человек, - «так кто же я после этого?», – так спрашивает он себя, «вернувшись в личность». Удивлено его окружение, - «так каков же он на самом деле?». Ответы на вопросы «кто?» и «какой?» обычно тонут в неразберихе логических сопоставлений.

Логика не срабатывает без опоры на точное знание подробностей устройства духовного состава. Хорошо заметно: именно логикой никак не объяснить столь разные проявления одного и того же человека, - «их как бы становится разных два».

«Выручают» представления о скрытых мотивах, неосознаваемых установках и прочих «пружинах» поведения. Это настолько мало что-либо «проясняет», что в итоге пьяное непотребство «спускают на тормозах» в небытие. Мол, «побузил и успокоился», «пьяный был». Тем более, что принёс извинения, теперь ему даже стыдно! Ведь он, в общем, приличный человек!

В том-то и дело: будучи трезвым, он обращён к нам именно личностью, и быть приличным означает только одно – быть при личности. И правила приличия исходят из того же, все они от личности. И быть не-при-личным, вести себя не-при-лично подчёркивает всё ту же незамечаемую связь с личностью. Так выглядят «социально значимые черты и свойства», присутствующие в определениях личности.

Мы можем быть «отвратительными типами»! Можем, уж коли уродились и воспитаны не совсем удачно. Но мы обязаны носить маску благолепия и благородства, иначе общество нас отторгнет, - напрочь!

Да, здесь опять проявляет себя русский язык, - во всей красе! Слова «личина», «личность», «отличный» и «приличный» - однокорневые слова, несущие в себе оттенки одного и того же смысла! Человек обращён к своему окружению специально для него, окружения, созданным общественным духовным телом, - вот вам «я – личность» (для вас). То есть «я при-личный» означает «я хороший», от-личный парень! Это – «пиар» межчеловеческих отношений в чистом виде.

А здесь - никакого «пиара». Новосельцеву поставлена задача «приударить за мымрой и выбить себе должность», а он выступает от «Я», и говорит о «мымре» то, что думает. Пьяный, - ему не до «личности»! О личной выгоде он не помнит. Оба персонажа выступают от своего «Я». Личности вынесены «за скобки», маски сброшены…
А здесь - никакого «пиара». Новосельцеву поставлена задача «приударить за мымрой и выбить себе должность», а он выступает от «Я», и говорит о «мымре» то, что думает. Пьяный, - ему не до «личности»! О личной выгоде он не помнит. Оба персонажа выступают от своего «Я». Личности вынесены «за скобки», маски сброшены…

Алкогольное опьянение даёт неплохой материал для точного ознакомления со «структурой духовного мира» вообще и конкретного человека в частности. Не всегда и не у всех всё выглядит так плохо. Мы хорошо знаем, что иные люди в пьяном состоянии ведут себя именно как «душа-человек». Они склонны к заботе, бескорыстной помощи, настроены очень «возвышенно»…

Да, это не свойства «Я». Это – проявления души. Видать «удельный вес» этого духовного образования у них преобладает над проявлениями никуда не исчезнувшего «Я». Такие люди в пьяном подпитии очень милы, и плохо только одно: они страшно назойливы. Конечно, личность в этот момент «отдыхает», и пьяный не ощущает неуместности своих искренних предложений «дружбы домами» и «любви до гроба». Но, что важно: они, «такие предложения», у него есть!

Присутствие личности, её работу, можно видеть прямо на улице. Вот, идёт хорошо знакомый нам человек. Он пока не знает ещё, что мы его уже видим… А видим мы, что «хорошо знакомый» выглядит как-то уж очень незнакомо. Его лицо какое-то «странное», таким мы его не наблюдаем в общении.

Он о чём-то думает? Допустим, мы знаем, что он из тех, кто «вообще ни о чём не думает». Он ушёл в себя? Нет, он просто не в той личности, которой подаёт себя нам. Мы окликаем его, он видит нас, и…

И его лицо мгновенно приобретает знакомое нам выражение! Для нас и с нами он – такой!

Маска, личина, славно морочат других! И внутреннее «Я» это хорошо понимает. Душа – отчётливо чувствует. Потому, порой, и ковыряет человек бифштекс ложкой, ну прямо «как даун», дабы «немножко побыть самим собой». Или что-нибудь похуже того…

Быть личностью необходимо, но так утомительно! И так бестолково! Ведь личность – поверхностная пена, пожизненный и суетливый маскарад. А сам-то «Я» хочу совсем другое, уж я-то знаю… А душу вовсе морщит от суеты сует.

Иногда задаются вопросом: отчего русские не улыбаются, - всем, всегда, везде? Отчего не приживается у нас «американская улыбка»?

Знаменитая «американская улыбка». Улыбка ради улыбки. Совершенно немотивированная. Никак не отвечающая внутреннему состоянию. Такой человек всегда «на работе», всегда «в личности». Маска говорит здесь: я сам – хорош; со мной и вам - хорошо; у нас вообще всё – хорошо. Спустя мгновение, улыбчивый может убить, - другого человека, другое государство и сотни тысяч людей. Ради «защиты демократии» и «общечеловеческих ценностей». Да, с «личностью» у них всё поставлено очень хорошо!
Знаменитая «американская улыбка». Улыбка ради улыбки. Совершенно немотивированная. Никак не отвечающая внутреннему состоянию. Такой человек всегда «на работе», всегда «в личности». Маска говорит здесь: я сам – хорош; со мной и вам - хорошо; у нас вообще всё – хорошо. Спустя мгновение, улыбчивый может убить, - другого человека, другое государство и сотни тысяч людей. Ради «защиты демократии» и «общечеловеческих ценностей». Да, с «личностью» у них всё поставлено очень хорошо!

Я полагаю, что русский народ, - к которому у нас же самих столь много претензий! - от природы слишком умён… И сам по себе духовно развит до уровня весьма высокого. Что и является истинной причиной «необъяснимой» спинномозговой ненависти Запада к нам.

Наш человек – порою в ущерб себе! – периодически склонен быть именно самим собой, выходить за рамки придуманной для окружения «личности». А нам говорят про его личность как «ядро». В этом вопросе, похоже, психология не столько «изучает» человека, сколько «конструирует», подгоняя под некую, довольно выхолощенную схему.

У русского человека есть и другие «ядра», - «Дух», «Душа» и, наконец, «Я». Трёхъядерный он, вообще-то. А «личность» в этом ряду так себе, - «пресс-секретарь по связям с общественностью».

И это способно вызывать страх. И мифы об агрессивности русских.

Что поделаешь, «нас не оцифруешь», как говорил сатирик Михаил Задорнов. Это точно.

*****