Найти тему
С Богом по жизни

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Последние дни Господа на земле можно рассматривать как “служение Христа в Иерусалиме”. Никогда еще (насколько нам известно) Иисус не тратил так много времени и сил в этом городе. Это была Его последняя усиленная попытка вернуть Иерусалим и его вождей — а через них весь народ — на путь, указанный Богом Израилю. К сожалению, это было время упущенных возможностей.

ВОЗМОЖНОСТЬ УВЕРОВАТЬ

Иоанн пишет предисловие к “восьми дням, которые изменили мир”. Вначале он сообщает, что “приближалась Пасха иудейская” (Ин. 11:55). Пасха праздновалась в память о том, как Бог в Египте обошел стороной израильтян, которые помазали кровью ягненка дверные косяки своих домов (Исх. 12:1-28). На праздничный обед закалывался пасхальный агнец — как это сделали израильтяне в начале своего исхода из Египта. Более подходящего времени для принесения в жертву “непорочного и чистого” “Агнца Божьего” (1 Пет. 1:19; Ин. 1:29) и быть не могло.

Затем Иоанн отмечает, что “многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхой, чтобы очиститься” (Ин. 11:55). Перед любым религиозным событием, в том числе и перед Пасхой (2 Пар. 30:13-20, особ. ст. 17), требовалось ритуальное очищение (см. Исх. 19:10, 11). Ритуально нечистым запрещалось есть пасху (см. Ин. 18:28). Поскольку к празднику в Иерусалим стекалось огромное количество людей, ритуалы очищения могли длиться много дней. Путники старались прибыть пораньше, чтобы успеть подготовиться к празднованию. “Множество народа” включало паломников, пришедших в Иерусалим за неделю, а то и еще раньше, до начала праздника.

Согласно Иоанну, прибывшие заблаговременно “искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: «Как вы думаете: не придет ли Он на праздник?»” (Ин. 11:56). Воскрешение Лазаря за несколько недель до этого и последовавшее решение синедриона убить Христа (Ин. 11:1-53) накалили страсти (см. Ин. 12:9, 17-19). “Первосвященники же и фарисеи дали приказ, что если кто узнает, где Он, то пусть сообщит, чтобы взять Его” (Ин. 11:57). Возможно, по всему Иерусалиму и окрестным селениям и деревням были развешаны объявления. Людям очень хотелось увидеть Иисуса, но они думали, что из-за грозившей опасности Он не решится прийти на праздник. Так Иоанн обрисовал сложившуюся в Иерусалиме взрывоопасную ситуацию, в то время как Иисус проходил последние километры пути из Иерихона.

Предоставленная возможность (Мф. 26:6-13; Мк. 14:3-9; Ин. 12:1-9, 11)

Как сказано в Ин. 12:1, Иисус прибыл в Вифанию “за шесть дней до Пасхи”. В Вифании, которая находилась “в стадиях пятнадцати” от Иерусалима (Ин. 11:18), жили Мария, Марфа и Лазарь (Ин. 11:1). В этом селении Христос незадолго до этого воскресил Лазаря из мертвых (Ин. 11:2-46; 12:1). Он, вероятно, прибыл в Вифанию в пятницу перед заходом солнца.

Иисус, предположительно, провел субботу в покое и общении со Своими друзьями; может быть, Он еще посетил богослужение в местной синагоге. А вечером, когда у евреев заканчивалась суббота и начинался первый день недели, “там приготовили Ему вечерю” (Ин. 12:2). Ужин состоялся “в доме Симона прокаженного” (Мф. 26:6; Мк. 14:3), которого, вероятно, ранее исцелил Господь. Это был пир, устроенный в честь Христа и Лазаря (Ин. 12:2, 9).

Во время ужина произошло трогательное событие — Мария помазала Иисуса. Некоторые из присутствовавших осудили поступок Марии, но Иисус удостоил ее самой высокой похвалы:

«Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собой и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие это в целом мире, сказано будет, в память о ней, и о том, что она сделала» (Мк. 14:6-9; см. Мф. 26:10-13).

Когда разнеслась весть о присутствии Христа и Лазаря на ужине, из Иерусалима пришло множество народа, чтобы посмотреть на них (Ин. 12:9). Это была возможность увидеть живого свидетеля силы Христа. После этого “многие из иудеев... веровали в Иисуса” (Ин. 12:11).

Отвергнутая возможность (Ин. 12:10, 11)

Сердца даже иудейских вождей не должны были бы остаться равнодушными. Но случилось обратное: то, что раздувало пламя популярности, также разжигало и огонь ненависти.

Принятое членами синедриона решение свидетельствует об их безумной зависти: “Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев... веровали в Иисуса” (Ин. 12:10, 11). Лазарь был виновен только в одном: он был жив вместо того, чтобы лежать в могиле, но они считали его угрозой, и поэтому он должен был умереть.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСХВАЛИТЬ

“На другой день” (Ин. 12:12), возможно ближе к вечеру (см. Мк. 11:11), Иисус покинул Вифанию и направился в Иерусалим. Его незабываемое прибытие в город принято называть “триумфальным входом”. Это событие освещают все четыре Евангелия, что указывает на его значимость.

Предоставленная возможность (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-38; Ин. 12:12-18)

Нараставшее в народе возбуждение достигло в тот день высшей точки. Когда Иисус покидал Вифанию, Его, вероятно, уже окружала восторженная толпа (см. Мф. 21:9; Мк. 11:9). Вблизи Вифании, на склоне Елеонской горы, находилось небольшое селение Виффагия (Мф. 21:1; см. также Мк. 11:1; Лк. 19:29). Христос послал в это селение двух учеников, чтобы они нашли там ослицу с осленком (Мф. 21:1-3). Ученики привели животных к Господу, положив на них вместо седел свои верхние одежды (Мф. 21:6, 7).

Христос сел на осленка. Там, где я вырос, было принято ездить на лошадях, и никто не стал бы ездить на осле, боясь вызвать насмешки. Иудеи иначе относились к этим животным; на ослах в особых случаях ездили даже правители. Лошадь считалась символом войны (см. Иов 39:19-25), тогда как осел — символом мира. Исполнилось пророчество о Князе мира, который приедет на осле (Мф. 21:4, 5; Ин. 12:14, 15).

Когда Иисус сел на осла, люди устлали дорогу своими одеждами и пальмовыми листьями (Мк. 11:8). Их крики разносились от холма к холму:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне...» (Мф. 21:9).
«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мк. 11:10).
«Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:38).

Большая часть их восхвалений была из Пс. 117 — одного из хвалебных псалмов, которые пели паломники на пути в Иерусалим. Их слова изобиловали мессианскими выражениями: “Сын Давидов”, “царство Давида”, “Царь, грядущий во имя Господне”. Во второй раз народ хотел сделать Иисуса царем (см. Ин. 6:15).

Весть о приближении Христа достигла Иерусалима. Навстречу Ему из города вышло множество людей (Ин. 12:12, 13, 17, 18), размахивая пальмовыми ветвями и восклицая: “Осанна! Благословен грядущий во имя Господне — Царь Израилев!” (Ин. 12:12, 13).

Отвергнутая возможность (Лк. 19:39-44; Ин. 12:19)

Ранее Иисус отвергал идею сделать Его царем (Ин. 6:15). Почему же теперь Он допустил эти восторженные проявления? В тексте сказано только, что Он сделал это, чтобы исполнилось пророчество (Мф. 21:4). Может быть, другая причина состояла в том, что это было Его последней попыткой убедить Иерусалим (особенно представителей городской власти) признать Его Мессией.

Для иудейских вождей это была еще одна упущенная возможность. Не желая даже рассмотреть возможность того, что Иисус мог быть Христом, они прореагировали двояко. Во-первых, они пожаловались: “Учитель! Запрети ученикам Твоим” (Лк. 19:39). Может, они хотели, чтобы Иисус заставил людей замолчать, потому что боялись, что шумное собрание народа вызовет недовольство бдительных римских солдат. Более вероятно, их раздражало, что народ провозглашал Иисуса Мессией. Иисус отвечал: “Говорю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют” (Лк. 19:40).

Во-вторых, иудейские вожди встревожились. Все их старания опорочить Иисуса ни к чему не привели. Они сделали вывод, что “не успевали ничего” (Ин. 12:19). “Смотрите, — сетовали они, — весь мир идет за Ним” (Ин. 12:19)! Но тревожились они напрасно. Настроение толпы изменчиво. Эти люди могли вскоре отвернуться от Господа (что они и сделали).

Процессия взошла на южный склон Елеонской горы (Лк. 19:37) и была готова спускаться вниз, в долину речки Кедрон (см. Ин. 18:1). Взглянув на открывшуюся панораму, Иисус преисполнился горя (Лк. 19:41). Он воскликнул, обращаясь к городу: “О если бы и ты хоть в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих” (Лк. 19:42). Если бы Иерусалим признал Иисуса Мессией, в нем бы воцарился мир, но люди были ослеплены предубеждением (Мф. 13:15). Вместо мирной жизни городу суждено было подвергнуться разрушению:

«Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:43, 44).

Менее чем через сорок лет трагическое пророчество исполнилось — римляне окружили Иерусалим. В 70 г. римские войска под командованием Тита в течение 143 дней осаждали город. Было убито шестьсот тысяч иудеев и многие тысячи попали в плен. Бог дал Иерусалиму “время посещения”: Он пришел в город в облике Своего Сына (Ин. 14:19), но Иерусалим отверг Его. В конечном счете, за упущенную возможность город заплатил ужасную цену.

Враги Иисуса тревожились, Он плакал; а собравшийся народ продолжал радоваться. Процессия спустилась по склону горы, пересекла Кедронскую долину и поднялась к городским воротам. Когда они проходили по узким улочкам, жители города спрашивали: “Кто Сей?” (Мф. 21:10), — и им отвечали: “Это Иисус, Пророк из Назарета галилейского” (Мф. 21:11).

Возбужденная толпа хлынула в храм. Несомненно, пришло время Христу установить Свое царство! Но вместо этого Господь, “осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью” (Мк. 11:11). Какое замешательство и разочарование, должно быть, испытали люди! Они, наверно, говорили: “Завтра! Может, это случится завтра!”

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОДИТЬСЯ

Предоставленная возможность (Мф. 21:1215; Мк. 11:12, 15-17; Лк. 19:45-47)

На следующее утро Иисус снова отправился из Вифании в Иерусалим (Мк. 11:12) — на этот раз без сопровождения возбужденной толпы. Он направился в храм. Он уже очищал храм в начале Своего публичного служения (Ин. 2:13-17); теперь Он снова его очистит. Причина всех проблем народа была в том, что они утратили правильные взаимоотношения с Богом, и это проявилось в искажении их поклонения.

«И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей, и говорил им: “Написано: Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников”» (Мф. 21:12, 13).

Еще одно свидетельство всеобщего неуважения к Богу заключалось в том, что двор храма, куда мог зайти каждый, использовался как кратчайший путь из одной части города в другую. Христос прекратил это. “Он не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь” (Мк. 11:16).

Очистив храм, Иисус “учил” (Мк. 11:17; см. также Лк. 21:37), и “весь народ удивлялся учению Его” (Мк. 11:18). Затем “приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их” (Мф. 21:14). Это единственное упоминание об исцелении в храме.

Некоторые, вероятно, были разочарованы тем, что Христос накануне не установил Свое царство, но в целом волнение продолжалось. Дети, пришедшие в храм с родителями, стали повторять слова, которыми накануне наполнился Иерусалим: “дети восклицали в храме и говорили: «Осанна Сыну Давидову»” (Мф. 21:15).

Отвергнутая возможность (Мф. 21:15-17; Мк. 11:18, 19; Лк. 19:47, 48)

Первосвященники и книжники видели “чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме” (Мф. 21:15), но ничто не тронуло их ожесточившихся сердец. Они “вознегодовали” и сказали Господу: “Слышишь ли, что они говорят?” (Мф. 21:15, 16). Иисус ответил: “Да! Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?” (Мф. 21:16).

Вместо того чтобы растопить черствые сердца представителей иудейской иерархии, “чудеса, которые Он сотворил”, лишь придали вождям решимости погубить Иисуса (Мк. 11:18; Лк. 19:47). Однако было одно досадное обстоятельство, мешавшее им, — популярность Иисуса (Мк. 11:18). Они боялись арестовать Его днем, когда “весь народ неотступно слушал Его” (Лк. 19:48), и не могли арестовать Его ночью, так как не знали, где Он останавливался на ночлег.

Иисус продолжал учить в течение дня. Затем, с наступлением вечера, Он покинул храм и вернулся в Вифанию (Мф. 21:17; см. Мк. 11:19).

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЕСТИ ПЛОД

Среди этих драматических событий произошел странный случай. Его трудно увязать со всем происходившим, а тем более с тем, что нам известно о личности Иисуса. Комментаторы обычно называют этот эпизод показательным уроком для иудейского народа.

Предоставленная возможность (Мф. 21:18, 19; Мк. 11:12-14)

В понедельник утром по дороге в Иерусалим Иисус “проголодался” (Мк. 11:12; Мф. 21:18). Видимо, Он и Его ученики вышли из Вифании рано утром, еще до того времени, когда у иудеев было принято завтракать.

Иисус, “увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, подошел, не найдет ли чего на ней” (Мк. 11:13). Марк поясняет, что “еще не было время собирания смокв” (Мк. 11:13); Пасха приходилась на конец марта — начало апреля, тогда как смоквы начинали созревать не ранее конца мая или начала июня. Однако Иисус подумал, что на дереве могут быть плоды, так как на нем уже были листья. Как правило, деревья зацветали до появления на них листьев. Фактически, листва на дереве указывала на наличие по крайней мере небольших, зеленых смокв, но которые можно было есть.

Однако когда Христос подошел к дереву, то “ничего не нашел, кроме листьев” (Мк. 11:13). Он проклял дерево, сказав: “Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!” — и Его ученики слышали это (Мк. 11:14; см. также Мф. 21:19 и Мк. 11:21).

Отвергнутая возможность (Мф. 21:20-22; Мк. 11:20-26)

На следующее утро Иисус с двенадцатью снова проходил этим путем. Подойдя к смоковнице, они увидели, что она “засохла до корня” (Мк. 11:20). Гибнущее дерево засыхает в течение нескольких недель, а то и месяцев. Сначала желтеют несколько листочков, затем еще, и только спустя продолжительное время становится очевидно, что все дерево мертво. Эта смоковница засохла за одну ночь.

Было ясно, что произошло чудо — несомненно, странное чудо, но, тем не менее, чудо. Ученики были потрясены. Петр сказал: “Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла” (Мк. 11:21). Нам непонятно, зачем Иисус сотворил это чудо; двенадцать же хотели знать, как Он это сделал (Мф. 21:20).

Иисус повторил уже знакомое учение о силе веры (Мк. 11:22-24; Мф. 21:21, 22; см. Мф. 17:20). Затем Он прибавил к этому наставление прощать других (Мк. 11:25, 26). Может быть, Иисус не хотел, чтобы Его ученики вообразили, что раз Он проклял смоковницу, то и им можно проклинать людей.

Можно было бы на этом и остановиться, но факт остается фактом: это чудо абсолютно не похоже на другие чудеса, совершенные Христом. Остальные чудеса были сотворены из милосердия, тогда как это чудо было судом. Если посмотреть на него в контексте, то трудно не увидеть, что это чудо было “притчей в действии”. Существует удивительная параллель между этой смоковницей и людьми в Иерусалиме, которых Иисус пытался убедить. Дж. Макгарви пишет: “Читатель не может не обратить внимания на то, как совершенно эта смоковница, с ее отчужденностью от других деревьев, бросающейся в глаза претенциозностью, бесплодием и полученным приговором, олицетворяет иудейский народ”. Христос видел вокруг шумные приготовления к празднованию Пасхи. Это должно было свидетельствовать о глубокой духовности, но на самом деле (выражаясь языком библейского стиха) не содержало в себе “ничего, кроме листьев” (Мк. 11:13).

Также нельзя не применить этот эпизод к себе. Библия учит, что каждый из нас, как последователь Христа, должен “приносить плод” (Мф. 7:19; Мк. 4:20; Ин. 15:2, 8, 16; Рим. 7:4; см. Гал. 5:22, 23). Однако не может ли такого случиться так, что Господь, посмотрев на нашу жизнь, не увидит “ничего, кроме листьев”?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот урок был об упущенных возможностях. Греки изображали возможность в виде женщины со странной прической: длинной спереди и короткой сзади. Они говорили, что ее можно схватить за волосы, когда она приближается, но не когда удаляется. Этот образ говорил о том, что упущенные возможности назад уже не вернуть. Каждая возможность ценна, но особенно я молю, чтобы никто из нас не упустил следующие возможности:

• Возможность уверовать в Христа.

• Возможность восхвалить Господа.

• Возможность духовно возродиться.

• Возможность принести плод для Бога.

В Лк. 21:37, 38 подытоживается деятельность Иисуса в последнюю неделю Его служения: “Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его”.

#иисус #христос #иисусхристос #евангелие #евангелия #историяизраиля #израиль #мессия #машиах #история