Найти тему
На берегах Терека

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В АВАРИЮ, ГУМБЕТ И АНДИЮ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ НА НАЧАЛО 1843 ГОДА

Продолжение

В отличие от предыдущих лет, на 1843 г. никто особых планов военной кампании на Кавказской линии не составлял, т.к. Главный штаб в Санкт-Петербурге продолжал разрабатывать новую стратегию боевых действий против горцев, перешедших к методам партизанской войны. Однако и без рекомендаций от столичных сановников, для офицеров, прослуживших много лет в подразделениях Отдельного Кавказского корпуса, было совершенно ясно, что главные события в предстоящие месяцы развернутся на Северо-Восточном Кавказе. Имам Шамиль со всей очевидностью еще раньше продемонстрировал свое желание, взять под контроль весь горный Дагестан и уже оттуда совершать нападения на равнинные селения, которые не было возможности полностью прикрыть от партий мюридов, набравших и почувствовавших свою силу. В этой связи представляет интерес численности правительственных войск, их размещение и возможные пути сообщения в горной местности.

На страже рубежей. Федоров М.
На страже рубежей. Федоров М.

Из крепости Темир-Хан-Шура дорога в Аварию проходила через селения Большие и Малые Казинищи, после чего уходила в глубь лесистого ущелья речки Бургани-озень и далее до сложного для продвижения колонн перевала через Койсубулинский хребет. От селения Малые Казинищи существовал еще один и более удобный путь немного севернее с неизменным подъемом на тот же Койсубулинский перевал. Преодолев пологий хребет, едва заметная дорога спускалась к Бурундук-Кальской башне, после чего намертво упиралась в поперечную скалу. Однако еще во время экспедиции генерала К.К.Фезе к аварским селениям в 1837 г., он приказал саперам взорвать каменную глыбу и проложить довольно узкий проход к селению Ирганай. Однако отсюда дальше пути не было и не представлялось возможным достигнуть башни Бурундук-Кале, также, как и течения реки Аварское Койсу на всем ее протяжении до самого селения Гимры.

Вместе с тем от крупного селения Ирганай проходила старинная дорога к российскому укреплению Зыряне в одноименном ауле, в окрестностях которого был устроен надежный паром через реку Аварское Койсу. Отсюда открывался прямой доступ к селению Моксох с трудным подъемом к горе Арактау, после чего начинался спуск к аулам Шагада, Буцра и др., затем петлявшая в горах дорога приводила в Аварскую долину через Танусский перевал, от которого оставалось рукой подать до бывшей резиденции аварских ханов – селения Хунзах. Труднейшая дорога из крепости Темир-Хан-Шура до центра аварских селений составляла без малого 100 километров, по которой и доставлялось необходимое снаряжение для отдаленного российского гарнизона.

-2

Еще один маршрут в Аварию проходил через селение Гергебиль, причем имелись сразу три дороги различной сложности и протяженностью. Первая вела через селение Аймаки, затем по одноименному и едва проходимому ущелью, через узкий проход в скалистых горах. Следующая шла после подъема на Кутушинский хребет и извилистой тропой приводила прямо к селению Хунзах, а последняя более кружная, но гораздо более удобная, чем первые, вела через селение Кутиши и Ходжал-махи, а затем прямиком к реке Андийское Койсу. После чего начинался удобный спуск мимо селения Чалды, едва проходимого пятикилометрового подъема на Гоцатлинские высоты и вниз через аул Ках.

Важное значения для контроля за горным Дагестаном имело Койсубулинское общество, откуда открывался удобный доступ в самый центр владений теократического имамата, в гумбетовские и андийские общества. Из крепости Темир-Хан-Шура в этом направлении вело ограниченное количество дорог, по причине очень сложного рельефа горной местности. Самая северная из них протяженностью более 30 километров тянулась через селение Каранай к Койсубулинскому хребту и по большей части проходила по открытым и ровным местам. Затем начинался очень узкий и извилистый маршрут длиной более 10 километров к селению Гимры, родине имама Шамиля. Однако он настолько был труден и опасен, что и местные жители на привычных к подобным прогулкам лошадях затрачивали на него не менее 3 часов, а с военным снаряжением эта процедура могла растянуться на неопределенное время.

Крепость Темир-Хан-Шура
Крепость Темир-Хан-Шура

От труднодоступного селения Гимры горная дорога протянулась по дну глубокого ущелья до самого Гимринского моста на левом берегу реки Аварского Койсу, после чего взбирается вверх до Унцукульской террасы протяженностью около 15 километров. В этом месте она малопроходимая, особенно при крутом спуске к речному руслу. Затем очередные 25 километров по горным уступам Бетлинского хребта через селение Ашильты до Чиркатского моста, а затем по левому берегу реки открывалась прямая дорога до гумбетовских обществ.

Из Косубулинского общества дорога в Андию пролегает через селения Игали, Тлох, Ортоколо, Мони, Дзыло и др. При этом на расстоянии более 30 километров дорога от селения Ашильты до аула Ортоколо едва проходимая и мало разработанная для проезда колесного транспорта, но затем достаточно удобная до самой реки Аварское Койсу, где существует вполне надежный брод большую часть года. От селения Мони около 15 километров дорога идет вверх вдоль течения реки и проходит через чрезвычайно узкое дефиле, легко перекрываемое, после чего начинаются просторные пастбища Андийского общества. Всего же эта горная дорога со всеми спусками и подъемами занимает чуть более 50 километров.

Из Гумбетовского общества в Андию пролегала только одна более-менее подходящая транспортная коммуникация, которая начинается у селения Аргуани, расположенного чуть более 10 километрах к северо-западу от аула Чиркат. Она проходила через селения Мехельта, Сиок, Цилитль, затем миновала так называемые Андийские ворота, которые легко можно было заблокировать на долгое время, после чего выходила к аулу Гогатль, общим расстоянием до 50 километров. При этом больше 10 километров от селения Аргуани до аула Мехельты маршрут проходил через сплошные скалы, что значительно затрудняло его разработку в случае прихода правительственных войск, для прохода колесного транспорта.

Село старый Ирганай. Дагестан
Село старый Ирганай. Дагестан

В Нагорный Дагестан, который находился в зоне пристального внимания военной администрации существовали следующие пути сообщения. В первую очередь от Салтинского моста через селение Мурада к хорошо известному Карадахскому мосту протяженностью около 15 километров. Затем каменистая дорога, требовавшая серьезной разработки саперными частями, проходила по левому берегу реки Аварского Койсу на селения Голотль, Ботлих, Такита и др. по направлению к аулу Карата на расстоянии более 60 километров. При этом подступы к селению Карата были довольно затруднительны, особенно со стороны аула Такита, т.к. имелись несколько узких дефиле среди скал, легко перекрываемых горскими партиями. Затем сложный маршрут пролегал через селения Анчих и Конхидатль, где находился мост, связывающий с Технуцальским обществом, от которого открывался прямой доступ уже без особых затруднений к селению Анди. Кроме этого, от селения Карата пролегали несколько извилистых тропинок среди горных утесов в отдаленные Богуляльское и Хидатлинское общества.

Село Игали. 19 век
Село Игали. 19 век

Помимо этого, к югу и западу от аварских селений располагались еще несколько горных обществ, которые по своей малочисленности долгое время избегали принимать участие в вооруженном противостоянии с Российской армией. По этой причине правительственные войска никогда их не посещали и было малоизвестно о состоянии коммуникаций к ним, поэтому о них судили по докладам приставов, местных старшин и лазутчиков. Однако армейские офицеры со слов горцев составили некоторое описание плохо известной дороги, проходящей через весь Дагестан. Она начиналась у Карадахского моста и направлялась в сторону селения Голотль на расстоянии около 15 километров. Затем следовала к селению Хочада до которого по сообщениям горцем было пешего хода около 6 часов, не менее 3,5 часов требовалось, чтобы достичь следующего селения Ратлух, еще 5 часов по относительно хорошей дороге до селения Тимсода и еще столько же времени по верхней части маршрута к селению Муджара. От этого места удобный путь пролегал по Анцухскому ущелью к селению Чодоры, до которого было 1,5 часа ходу, а далее дорога к селению Гортль-Хунджау становилась довольно-таки каменистой и из цельного плитняка, поэтому на этот отрезок уходило не менее 4 часов. После чего маршрут пролегал по хорошей дороге до селения Калаки и занимал около 3 часов ходу, а уже оттуда до урочища Химрик оставалось еще около 10 километров, откуда открывался прямой путь по достаточно разработанной дороге к Кавказскому хребту.

Таким образом, за 10 лет ведения боевых действий в горах Дагестана, правительственные войска достаточно хорошо изучили местные пути сообщения, хотя еще и оставались многие горные ущелья, которые были почти не изученными. Большинство из горных дорог представляли из себя едва проходимые участки и требовали серьезной разработки саперными частями. При наличии подобных путей сообщения и все возрастающей силе имама Шамиля, ведение боевых действий с партиями мюридов оставалось крайне затруднительной задачей.