Найти тему
Немного об истории ОИ

Некоторые сведения о шехзаде Мустафе!

Коллаж из интернета!
Коллаж из интернета!

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня решила написать статью про шехзаде Мустафу! Я уже писала некоторую информацию о казни Мустафы в статье "Свод законов Фатиха! Часть №2!". В той статье я приводила Мустафу и Баязида, сыновей Сулеймана, в качестве примеров. В этой статье опишу некоторые другие детали, касающиеся Мустафы, в том числе немного о его казни напишу!

Шехзаде Мустафа обладал значительной силой и считался самым вероятным кандидатом на престол среди различных влиятельных социальных групп. Он заслужил любовь янычар, также имел репутацию покровителя ученых и поэтов. Было непросто соперничать с таким принцем. Янычары даже хотели, чтобы он взошел на престол еще при жизни султана Сулеймана. Они надеялись, что он продолжил завоевания на Западе и решительно победит Сефевидов. В этом отношении предпочтение янычар напоминает вступление на трон Селима I, его деда. Можно отметить, что шехзаде Мустафа со своей стороны не игнорировал поддержку янычар. Он хотел, чтобы его права на престол уважали, и периодически собирал возле себя влиятельных людей. Но формирований коалиций и поиск союзников были совершенно законными действиями для кандидата на престол. Это не должно было перерасти в мятеж. Тогда такого кандидата ожидала казнь.

Далее можно еще отметить запрет на ношение бороды, которое очень часто появляется в связи с Мустафой. В Исламе в семье может быть только один глава - мужчина. Это может быть отец, дед или даже старший брат, сын... То есть мужчина, который старше других мужчин, если он не один в семье.. Все остальные находятся в его подчинение. Подобная система работала в гареме. Султан Орхан ввел такую структуру как гарем. У Сельджуков гаремов не было, но они могли иметь до 4-х жен. Он же ввел такое понятие, как брак с иноземными принцессами. Что-то было добавлено или изменено в своде законов Фатиха, но некоторые моменты были введены еще самим Орханом. К примеру право ношения бороды. Фатих ничего не вносил изменения в Канун-Наме по этому поводу. По правилам гарема султана, действующий султан был хозяином или главой гарема, и по факту только он имел право носить бороду, остальные "мужчины", в том числе сыновья такого права не имели. Разумеется, когда Мустафа был мал и не был главой провинции, находясь в гареме своего отца Сулеймана, бороду носить не мог. Однако, получая провинцию в управление, шехзаде сам становился главой провинции и своего гарема, и тогда он по своему желанию мог носить бороду. Поскольку, главой янычар также считался султан, то они тоже не имели права носить бороду. Также они не могли жениться. Такое право получали только янычары высшего звена.

 Миниатюра Арифи "Сулейман и Мустафа на празднике"
Миниатюра Арифи "Сулейман и Мустафа на празднике"

Теперь по поводу того, что Мустафа платил янычарам. Интересно, что нет закона о том, что запрещено было платить янычарам. Тем более, будучи Санджак беем, были обязаны платить янычарам. Свидетельств того, что Мустафа платил янычарам по мимо того, что он был управляющим Манисы и Амасьи, нет. По крайней мере, не один турецкий историк таких данных не привел. В данном случае я говорю об историках, а не о тех, кто сейчас активно строчить статьи на различные темы на турецких сайтах. Я нашла лишь одно такое упоминание. Подробно я писала об этом в статье "Мустафа платит янычарам", но кратко могу написать, что дело было зимой 1549 года. Султан Сулейман приболел во время Персидского похода, а среди янычар начались волнения. И султан принял решения вызвать Мустафу. Он передал ему полномочия и Мустафа выплатил янычарам жалование в двойном размере, и уладил некоторые другие вопросы. В данной ситуации шехзаде действовал от имени своего отца, султана Сулеймана, а не от себя. Других доказательств нет. А вот увеличивать свою армию шехзаде не имел право. Однако Мустафа свою армию не увеличивал.

Есть еще одно интересное письмо от французского посла 1553-1556 гг Кодиньяка, которое он написал епископу Людове после казни Мустафы. В письме он упомянул, что Мустафа собирался породниться с шахом Софи (шах Персии). Также, он написал о том, что у Мустафы были обнаружены некие знаки (возможно он имел ввиду Тугра), но после написал, что это оказалось не важно (Что тоже понятно, так как шехзаде имел Тугру, ей он скреплял важные бумаги и приказы). Также он упомянул в своем письме о найденных письмах, свидетельствующих о сговоре жены султана и ВВ Рустема паши. Интересно, что когда Селим Явуз пытался усмирить своего брата Ахмета, то речь шла не о том, что старший сын Ахмета был женат на дочери шаха Персии Исмаила, а о том, что Ахмет активно увеличивал свою армию. Селим трижды за 1512 год ездил к своему брату и пытался его образумить. Он даже предлагал объединить усилия, в борьбе с общими врагами. Но Ахмет оказался не преклонен и в итоге был казнен. Конечно же вряд ли приветствовалось то, что шехзаде Мустафа собирался породниться с шахом, но по свидетельству той же фетвы, которая была написана для шехзаде Мустафы, он не был признан мятежником. Другими словами Сулейман это не признал в качестве доказательства сговора Мустафы против него.

Ранее я упоминала мнение уважаемого турецкого историка Халиля Инальджика, что Мустафа был казнен для сохранения порядка. Однако другой уважаемый турецкий историки указывает, что казнь Мустафы скорее принесла беспорядки. Эрхан Афьоджоу пишет следующее: "Несправедливая казнь Мустафы , ставшего жертвой интриг, повлекла за собой череду восстаний. Мустафа умер, но вслед за ним как минимум 5 человек, выдавая себя за него, устраивали восстание. Через некоторое время после казни Шехзаде, в Добрудже появился человек, который выдавал себя за Мустафу. Своей храбростью и схожестью с Шехзаде Мустафой в Румелии он собрал тысячи сипахов вокруг себя. Лже-Мустафа доставлял хлопоты властям, но затем был пойман и казнен, подвешиванием на крюках. Но на этом восстания не закончились. В 1557 году в Анатолии поднялось восстание, которое поддерживали и Сефевиды. Лже-Мустафы продолжали борьбу за трон Сулеймана вплоть до конца его правления, то есть период 1553-1566 гг. В 1564 году в двух разных местах было поймано два Лже-Мустафы. Еще один был казнен в 1565 году в июне." Так что получается, что Мустафу казнили для сохранения порядка, а в итоге получился полный беспорядок.

Есть конечно же и другие моменты из жизни Мустафы, например, как описывают его историки, но это как-нибудь в другой раз. Пока перейду на какую-нибудь другую тему, к примеру о Рустеме паше... Спасибо за внимание! Хорошего всем дня!

Материал взят из :"Kanuni and Sehzade Mustafa", Эрхан Афьоджу / Halil Inalcik "State Sovereingty and law during the Reing of Suleyman" and "Sultan Suleyman : the man and the Statesman" / "Lettere di Principi le quali o si scrivono", Libro Primo, Ambassadeur Michel Codignac Monsigneur De Lodeva, 3 octobre 1555 g. / "Why Did Suleyman the Magnificent Execute his son Sehzade Mustafa in 1553", by Zahit Atcil / "Diarii di Marino Sanuto", vol. XV, pag. 185, 251-252...

Коллаж того, как выглядела Тугра.
Коллаж того, как выглядела Тугра.