В. П. Визгин в статье ‘Герметический импульс формирования новоевропейской науки: историографический контекст‘ разбирает реакцию историков на книгу Фрэнсис Йейтс ‘Джордано Бруно и герметическая традиция‘. Йейтс выдвинула в начале шестидесятых годов крамольную идею о том, что магико-герметическая традиция сыграла немалую роль в ходе научной революции.
‘Герметизм, или магико-герметическая традиция, ведущая мифологический отсчет своего происхождения от легендарного Гермеса Трисмегиста, включает в себя, с одной стороны, практическую магию и такие оккультные науки, как алхимия и астрология, а с другой — эклектические доктрины философско-теологического плана, близкие к гностицизму.’
‘Согласно Йейтс, научная революция делится на два больших периода. Первый из них характеризуется концепцией анимистической вселенной, управляемой магом, второй — созданием образа механистической вселенной, подчиненной законам механики, которые познаются математическим естествознанием, в силу чего такая вселенная управляется не магом, а ученым и инженером.’
При этом между двумя периодами есть фундаментальное единство:
‘замена анимизма на математику, а магизма на механику не меняет общей сути дела — единого, магико-научного, можно сказать, замысла контроля над природой ради достижения целей, определяемых человеком. Этот проект управления силами вселенной на его первой стадии сформирован в традиции герметической магии, а вторая стадия его реализации только наполняет его новыми, механоматематическими смыслами. Мотивационное утилитарное ядро всего предприятия при этом сохраняется.’
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2022/09/germeticheskii-impuls.html