2 февраля 1865 года объединённые силы индейцев из племен сиу, арапахо и северных шайеннов закончили грабеж ранчо и станций дилижансов вдоль верхнего течения реки Саут-Платт. Финальным актом этой успешной операции стало сожжение и окончательное разграбление городка Джульсбург (терр. Колорадо), после чего индейцы, погрузив на лошадей захваченные мешки с кукурузой, переправились в свой большой лагерь за Саут-Платт. Любопытно, что в месте переправы река была покрыта льдом, и индейцы высыпали песком тропу около 2 метров в ширину, чтобы неподкованные копыта их пони не скользили.
В паре км от Джульсбурга располагался военный пост Форт-Седжвик, занятый в то время ротой F из 7-го кавалерийского полка Айовы. Рота была ослаблена потерями (14 убитых из 60 чел. личного состава), нанесенными ей индейцами во время первого нападения на Джульсбург 7 января 1865 года, и отправкой 15 человек с 1 горной гаубицей для участия в экспедиции генерала Митчелла против враждебных индейцев на Репабликан-ривер. Поэтому военные сидели в глухой обороне и лишь принимали у себя гражданских беженцев от индейского налета.
Во второй половине дня, 2 февраля в Форт-Седжвик чудом прорвался тот самый отряд, что затребовал генерал Митчелл. 15 кавалеристам удалось пройти почти незамеченными, т.к кроме дыма от горевшего Джульсбурга и стогов сена вся прерия была усеяна группками индейцев, которые гонялись за брошенной скотиной и выискивали бледнолицых беглецов. Одним из прорвавшихся был 2-ой лейтенант Юджин Уэр, и в тот вечер у него состоялась дуэль на винтовках с одиночным индейским воином через реку Саут-Платт. Ниже рассказ Уэра из книги "Индейская война 1864 года"
Дуэль на дальней дистанции
Мы прибыли в Форт Седжвик около половины третьего. Индейцы очень быстро объехали наш пост, воя, крича и бросая вызов, а затем отправились через реку в лагерь. Перевозка мешков с кукурузой на пони через реку не прекращалась, но мы не считали себя способными остановить ее, поскольку это было в миле от поста.
За некоторое время до заката я заметил неподвижного индейца на лошади в низине за рекой напротив форта, и я решил пойти и посмотреть, не смогу ли я его убить, или по крайней мере напугать, из своей целевой винтовки. Я начал идти от поста вниз к реке, парни с поста были с наружи, готовые обеспечить мне любую защиту, которая может понадобиться. Индеец на другом берегу реки сошел с лошади и начал идти ко мне. В конце концов он опустился в траву, которая была довольно густой, но я его хорошо видел.
Выставив прицельную планку, я прицелился в него, но пуля не попала, что было видно по пыли, поднявшейся в месте ее падения. Я едва успел выстрелить, как индеец выпалил в ответ, и его пуля просвистела у меня над головой так знакомо, что я понял: это бельгийский нарезной мушкет. Я часто слышал их, когда воевал на юге в Арканзасе. Затем я сделал три быстрых выстрела, чтобы посмотреть, смогу ли я достать индейца, но моя винтовка не добивала до него. Я стал отходить к посту, немного отклоняясь влево, чтобы сбить прицел индейца, и он успел сделать по мне два выстрела, прежде чем я вернулся к посту, к которому я шел не спеша, но с некоторой заинтересованностью.
У индейца было лучшее ружье, чем у меня, то есть такое, которое стреляло дальше, и я уверен, что это ружье было получено им от военных, либо наших, либо южан. Индейцы не покупали бельгийские мушкеты. Этот человек стоял там и изображал из себя мишень, чтобы заставить кого-нибудь выйти и выстрелить в него, а я сделал именно то, чего он хотел, и он сделал три хороших выстрела в меня, прежде чем я покончил с этим. Мне следовало бы благодарить свою счастливую звезду, что все обошлось.
Винтовки из рассказа
Хотя штатным оружием 7-го кав. полка Айовы были казнозарядные, нарезные карабины Галлагера .52 калибра (очень крепко сделанные, но имевшие проблемы надежностью срабатывания патрона с бумажным донцем и с экстракцией отстреляной гильзы), многие офицеры предпочитали приобрести себе индивидуальное оружие. Так Уэр перед отправкой на западные территории купил "целевую винтовку Смит-Вессон .44 калибра". Очевидно, это была несколько улучшенная версия казнозарядного, нарезного карабина Фрэнка Вессона под патрон кольцевого воспламенения.
Карабин Вессона был очень хорош в качестве оружия кавалериста, но вот для боя на дальних дистанциях вряд ли годился. Если бы лейтенант Уэр знал, что во время ежегодной ярмарки штата Миссури 7 октября 1863 года, когда произошло соревнование по стрельбе между тремя пехотными ротами, из карабина Вессона попали в ростовую мишень 45 раз из 100 на расстоянии 300 ярдов (274 м.), он бы вряд ли был столь самоуверен, чтобы пойти пострелять в одинокого индейца.
Если доверять опыту и слуху Уэра, то индеец был вооружен "бельгийским мушкетом". Это мог быть один из тех 100 тыс. экземпляров, которые импортировали во время Гражданской войны 1861-65 гг., как Союз, так и Конфедерация, из Франции или оружейных фабрик Льежа (Бельгия). Бельгийский мушкет был включен в список стандартного оружия в руководстве по снаряжению Конфедерации, и конфедераты производили "бельгийские" боеприпасы в течение всей войны.
Это были различные модификации французской дульнозарядной винтовки М1842Т с капсюльно-ударным замком под пулю Минье .677 калибра (17,2 мм), звук от которой действительно отличался от звука полета более мелких пуль калибра .577 винтовки Энфилда и .58 Спрингфилда, самых массовых образцов пехотного оружия, состоявшего на вооружении армии́ Конфедерации и Союза. Максимальная дальность стрельбы из таких винтовок варьировалась от 900 до 1100 метров.
Закончить хочется забавным эпизодом, который демонстрирует в обеих смыслах "надежность" карабина Галлагера обр. 1861 года.
Во время боя 7 января 1865 года около Джульсбурга у рядового Джеймса Кэннона несколько раз подряд произошла осечка. Перезарядить карабин Галлагера на скаку, и к тому же в бою, было непростой задачей, т.к. кроме нового патрона, требовалось надеть на брандтрубку и новый капсюль, искра от которого прожигала бумажное донце латунной гильзы.
Пока солдаты и индейцы возились друг с другом, Кэннон взял свой карабин за дуло и, используя его как дубинку, вступил в драку и в конце концов догнал индейца. Когда индеец уже собирался от него убежать, Кэннон бросил свой карабин в противника и попал ему в спину. Кэннон сказал, что индеец "завыл, как кот". Естественно, Кэннон все это выдумал, т.к. ничего не слышал и не мог сделать никаких наблюдений в тот момент. Он выбрался из боя без ран. "Индейская война 1864 года" Юджин Уэр.