Найти тему
Елена Холодова

Необъяснимая жестокость

из интернета
из интернета

Сегодня ещё только суббота. И до понедельника ещё далеко. У меня двойственные чувства по этому поводу. Не потому, что понедельник тяжёлый день. Он для меня ничуть не тяжелее, чем все остальные. Наоборот - я люблю понедельники. Есть работа, причём та, что не в обузу. Погода стоит красивая... Туфли новые выгулять...

Но есть, есть причина предпонедельничной хандры.

Я люблю начало учебного года. Люблю работать на первом курсе. Сменяя друг друга, приходят на мои занятия будущие автослесари, товароведы, электромонтёры. Все-излишне говорливые, шумные. Разные... Но во многом - одинаковые. Все (ну или почти все) - жители школьной "камчатки", уставшие от этой прописки безмерно. Многие - представители тех социальных слоев, что принято стыдливо называть "незащищёнными". И комплексами по этому поводу они напичканы под завязку. Хотя в этом году таких, слава Богу, меньше. Лучше стал жить народ? Я не знаю...

Каждый год, начиная с ними работать, наблюдаю отвратительное явление-необъяснимую жестокость по отношению друг к другу.

В одну из групп поступила девочка по фамилии Лупа. В первые недели я провожу перекличку на каждом занятии. Они представляются. Я стараюсь их запомнить. И потом практически никогда по фамилии никого не называю. А - полными именами. Саша - Александр, Оля - Ольга. Им это нравится. Так они, как им кажется и как хочется, быстрее взрослеют. Но сначала - по фамилиям. Девочка эта, встав, произнесла свою фамилию. Хохот раздался, свист, глупейшие комментарии и всё прочее.

Минувшую неделю её на занятиях не было.

Ситуацией я тогда овладела. Не первый раз, как говорится. А девочке - каково? Коллег поспрашивала - то же самое...Так странно! Не всем же быть Оболенскими или Голицыными. Что ей теперь делать? Ждать замужества? А до той поры как быть?

В параллельной группе - Даниил.. Заикается. Каждый ответ на уроке - мучения под хохот и подначивания товарищей(!) по группе. Но электромонтёру и не нужен подвешенный язык! Так я ему объяснила, когда он, оставшись после занятий, сказал мне, что собирается забрать документы и уйти. "Повремени, Даня.. Всё образуется. Не обязательно отвечать устно. Будем общаться письменно". Кивнул, уходя. Но я не уверена, что убедила его.

А девчонки! На прошлой неделе подкараулили после занятий Кристину. Оттаскали за волосы, распотрошили рюкзак и порвали наушники. На разбирательстве - никакого смущения. "А чего она дерзкая такая? Ни с кем в группе не разговаривает. На занятия на такси приезжает. Думает - крутая?" Откуда им знать, что Кристинин отец - таксист, и живут они в пригороде...

А ещё Никита есть. Хромает. Последствия ДЦП. Заработал позорную кличку и ёжится от насмешек, поднимаясь по лестнице ( с трудом поднимаясь!) в нужный кабинет. И дорогу никто не уступит...

Работая столько лет, вижу это ежегодно. Прямо закономерность какая-то. Будто дедовщина в армии. Но в силу той же закономерности ко второму курсу это бесследно проходит. А ведь и фамилии никто не менял, и заикание не прошло, и девчонки в обнимку ходят и делятся конфеткой. Какое чудо произошло? Комплексы улетучились? Не знаю...

Корни этого могут быть в их семьях. Тех, что -"незащищенные". Где отец, что называется, "злоупотребляет". Где мамы годами нет рядом, поскольку зарабатывает она на жизнь где-то далеко от дома, дома появляясь несколько раз в год. Где детей никто не учит добру и модному понятию "толерантность". Да что там...Мастер группы поваров рассказала, что, знакомясь с ними на первой встрече, спросила о кулинарных традициях в их семьях. Никто не сказал про воскресные семейные обеды...

Помню, в бытность свою заместителем по воспитательной работе имела неосторожность вызвать для беседы отца одного парня. Отбился от рук. Занятия прогуливал. "Хвостов" - куча. Приехал папаша. В крепком подпитии. Огляделся вокруг. "А я ведь тоже тут когда-то учился". Зашёл в кабинет Илья, сын его. А родитель со всего маху "зарядил" ему за непослушание. Парень выскочил прочь. А отцу я пообещала: ещё узнаю, что тронул его хоть пальцем, всё сделаю, чтобы лишить его родительских прав.

Он, разъярённый, ушел. А у меня в мозгу два вопроса крутилось: так ли уж важна была папе хорошая учёба сына? Сам-то он далеко не отличником в своё время был и те же самые вещи себе позволял. И второй: какова вероятность, что Илья не точно так же будет воспитывать СВОЕГО сына? Ведь по-другому он просто не знает, как. И некому научить.

Где же корни этой беды?

...Вечер субботы. Как сложится понедельник у девочки по фамилии Лупа? Придёт она на занятия? У Даниила? Заберёт документы или останется? А есть ещё на первом курсе Офелия. Да-да, и такая студенточка у нас есть. Очень полная. И ей тоже, как мне кажется, не очень хочется идти в понедельник в колледж.

Это только у нас? А ваши дети? Как они адаптируются к учёбе на новом месте?