Основная идея Чань:
Окружающее нас пространство - это не набор бездушных предметов, беспорядочных событий и случайных персонажей нашей жизни, с которыми мы почему-то пересекаемся. Это - единственная возможность соприкосновения с нашей собственной глубинной природой, и именно здесь, т.е. в том месте, где мы сейчас находимся, и именно сейчас, т.е. в то самое время, когда мы освещаем лучом внимания людей или выбранный нами объект. Это - разговор высшего и непостижимого с нами, в этом «разговоре» наш ум – всего лишь инструмент по интерпретации его посланий. Но послания эти имеют оболочку самых простых и обыденных, даже не всегда заметных, вещей.
Это загадка и тайна, которую мы открываем каждый день и тогда жизнь становится путем открытий, дорогой познания и постоянного творчества.
Нет ничего случайного и ненужного, все взаимосвязано и гармонично, нужно понять это, и тогда все окружающее, события, люди, персонажи внешнего и внутреннего мира складываются в удивительную совершенную мозаику нашей настоящей индивидуальности. Ошибки, случайности – это неправильно понятые закономерности, неправильно воспринятое совершенство. Только такое понимание Чань считает настоящим и эффективным.
Как это ни удивительно, такой стиль жизненного мировоззрения не предполагает какой-то отдельной экзотической философии или сложной технологии, отделенной от жизненного потока. Все и так дано нам «здесь и сейчас» в реалиях нашего пути и доступно пониманию даже простого человека, никогда не изучавшего сложных интеллектуальных построений.
Как же попасть в измерение «здесь и сейчас»?
Это тонкие тропинки на границе света и тени, между умом и сердцем, между духом и материей, между человечностью и божественностью. Сначала нужно уловить лишь тонкие проблески истины, а затем, задержав ум на этой зыбкой линии, постепенно сдвигать восприятие от следствия к причинам, от поступков к намерениям, от деятельности к действиям. Остановив ум в точке недеяния, окружающее пространство не утихает и опустошается, а начинает вести с нами непрерывный диалог, делясь советами и мудростью из какого-то глубинного источника, который не поддаётся измерению интеллектом и обозначению неким наименованием, но совершенно не вызывает сомнения в своей истинности. Правильное решение отличается от неправильного тем, что вызывает лишь удивление в том, что человек сомневался и не понял этого ранее, неправильное же – сразу сомнительно, затем долго и трудно реализуемо, а в конце приносит неудовлетворение и разочарование. Мудрость дана нам через интуитивное восприятие (а не интеллектуальное напряжение), которое активизируется только с состоянии недеяния, полной расслабленности ума и тела при предельном обострении тонкого восприятия. И тогда мудрость мира прольется вначале в виде капель, затем тонкого ручейка, а потом и в виде бурного водопада или наводнения, способного затопить собой все пустоты непонимания.
«Окружающий нас мир наполнен благоуханиями благовоний, даже если никто их не зажигал, и звуками прекрасной музыки, которую никто не играет». Мир – величественный и мудрый Учитель и нет других Учителей выше него. Все живые существа – это наши помощники на пути глубоких открытий.
Дзен предлагает раскрыть мудрость в себе, и для этого присоединиться прежде всего к себе, разгадать послания в нашем теле, уме и энергии, в чувствах, духовном подъеме, разочарованиях и страхах, решимости и привязанности, и в сострадании. И нет единого для всех ответа на эти вопросы. Для правильного присоединения нужно три важных качества:
- Первое - «недеяние», (вувэй)– это естественность, деконцентрация возбуждающих факторов, внимательные, аккуратные, но не поспешные действия; все, что не способствует или мешает такому темпу активности – считается препятствием, отнимающим у нас возможность качественного исполнения задуманного. Такой внутренний враг проявляется, как только мы приближаемся к пониманию сути работы, и предлагает погнаться за двумя, а может, и большим количеством зайцев, и тем самым полностью проваливает любой проект.
- Второе качество - «приближение» - это остановка ума на объектах нашей внешней и внутренней реальности. Нужно внимательно посмотреть на все, что, как нам кажется, нас составляет: семья, общество, картина мира в целом, интеллектуальная деятельность, отношение к окружающему, место и время действия. Здесь существуют два главных препятствия. Первое - нежелание признать что-то или кого-то составляющих нашу жизнь, и избирательное восприятие удачного и понравившегося, затушёвывая трудности и реальные препятствия и недоработки. Это некий вид потакания и жалости к себе, оправданный лишь для больных и отчаявшихся. И второе препятствие – это чрезмерное поверхностное присоединение, не проникая в причину и суть, неоправданное увеличение темпа рассмотрения объекта. Двигаться же нужно маленькими шажками и ждать внутреннего ощущения проработки темы. И такое ощущение непременно приходит как на грани за хрупкостью – острожное обращение с предметом.
- Третье качество – «безупречность» - направление уже в состоянии решительной борьбы за предельное качество, конечное идеальное качество, в относительном мире недостижимое. Но эта мысль сама по себе препятствие на этом пути. Достижения не будет, но качественность возможна. Мы не идеализируем свои действия, а делаем все реально возможное. И нельзя такого человека обвинить в халатном или безответственном отношении к миру, поскольку он навязал сам себе высочайшие стандарты качества. Мы спрашиваем: все ли я сделал для познания данного объекта и постоянно получаем внутренний ответ и следующее задание. Препятствия в «безупречности» происходят из ориентации на абсолютную качественность, поэтому и недостижимую заранее и провальную. Такой подход дает основания человеку вообще не изменять ничего, так как и так сойдет. И человек проигрывает бой за свои идеалы и высшие стандарты, довольствуясь скудной пищей и блеклой жизнью. Второе препятствие – заниженный заранее стандарт качества, пониженная стартовая планка – означает неискреннее намерение познать и присоединиться к окружающему. За такую мелкую валюту глубоких откровений не дается, и в итоге человек вообще перестает стремиться к идеалу и довольствуется философией, что если что мне и надо, то Бог, природа и окружающее пространство дадут и так, и достигать тут нечего. Это «путь усталого труженика», потерявшего смысл работы и ждущего откровения «за просто так». Истинная Безупречность – это путь мужественного воина, борца с несовершенством, спасителя окружающих, принявшего на себя ответственность за все мировые проблемы и не свернувшего со стези самосовершенствования.
Достижение предельного качества называется «Срединным Путем». Когда непостижимым образом соединяются все противоположные начала. Такой путь способен вести за рамки человеческого.
А.М. Ковган