Найти тему

Легкий штурмовик А-37 «Дрэгонфлай»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Легкий штурмовик А-37 «Дрэгонфлай» американской фирмы «Цессна» был создан на базе учебно-тренировочного самолета Т-37 «Туити Берд» (первый полет 12 октября 1954 г.) той же фирмы. Всего для ВВС США было построено 534 учебных самолета Т-37А. Затем были сделаны две модификации: Т-37В и Т-37С. История создания легкого штурмовика А-37 такова. В 1958 г. армия США. из-за роста всевозможных локальных войн в мире, приступила к исследованию концепции легкого штурмовика. Для этих целей на авиабазе Форт Орд в Калифорнии прошли сравнительные испытания нескольких самолетов для этих целей. Испытания проходили: самолет G-91 итальянской фирмы «Фиат», A4D-2 «Скайхоук» фирмы «Дуглас», NI.159 фирмы «Нортроп» и Т-37 фирмы «Цессна. Выбор был довольно широк, но тогда он так и не был сделан. В то время уже шла война во Вьетнаме, и американским военным срочно требовался легкий и дешевый штурмовик. Сверхзвуковые истребители-бомбардировщики (F-100, F-101, F-105) вести борьбу с партизанами, скрывающимися в джунглях, просто не могли.

Пришлось применить для этой цели поршневой самолет А-1 «Скайрейдер». Но слабая броня и низкая скорость сделали его весьма уязвимым перед огнем партизан. Затем приме­нили учебно-тренировочный вариант самолета Т-28Г), специально доработанный для этой цели. Поставка во Вьетнам нескольких десятков этих машин также не принесла успеха, поте­ри были слишком большими. Обладая хорошей маневренностью и малыми размерами, но без бронирования, самолет оказался не у дел. Вот тогда и обратили внимание на предложение, сделанное фирмой «Цессна» еще в 1961 г. Ею был разработан проект модификации учебного Т 37 для размещения вооружения на держателях пол крыльями и пулемета в носовой части. По предложению ВВС фирма усилила вооружение самолета и установила более мощные дви­гатели. Доработанные по требованиям военных два учебных Т-37С поступили на испытания на авиабазу Эглин.

В 1963 г. фирма «Цессна» получила контракт от ВВС на постройку двух прототипов лег­кого штурмовика. Самолет, получивший обозначение YAT-37D, имел уже более мощные двигатели J85-J2/5 тягой по 1088 кгс фирмы «Дженерал Электрик». Кабина имела навесное бронирование, топливные баки были сделаны протектированными, под крылом имелось уже шесть точек подвески. В носовой части установили шестиствольный пулемет «Миниган» калибра 7.62 мм, предназначенный для шквального огня. Из-за возросшею взлетного веса са­молета пришлось увеличить диаметр колес основных шасси. Полностью летные испытания прототипов провести не удалось.

Прошло более трех лет, и снова вернулись к проблеме легкого штурмовика. В начале мая 1967 г. поднялся в воздух самолет А-37А, переоборудованный из серийного учебного самолета Т-37В. Всего было построено 39 таких машин. В августе 1967 г. 25 самолетов были доставле­ны в Южный Вьетнам для оценки их боевых возможностей при решении следующих задач: непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, сопровождение вертолетов во время десантных операций, боевое патрулирование в воздухе при охране конвоев, ведение разведки в ночных условиях. За четыре месяца штурмовики А-37А совершили около 5000 боевых самолето-вылетов. В ходе боевых действий 24 самолета получили повреждения от огня противника, но сбит был только один А-37А. Максимальная скорость полета не превы­шала 700 км/ч, круговая вероятная ошибка при бомбометании была около 15 м. После вы­полнения задачи довольно часто практиковалось возвращение самолета на базу с одним включенным двигателем. Основным недостатком штурмовиков было малое время патрулиро­вания и недостаточная броневая зашита от средств наземных войск.

В мае 1968 г. в строевые части стали поступать штурмовики А-37В. При создании этого самолета специалисты фирмы <«Цессна» постарались учесть недостатки, обнаруженные в предыдущей модификации. Были улучшены прочностные характеристики конструкции, а также маневренные характеристики и управляемость при больших скоростях полета с макси­мальной боевой нагрузкой. Кабина самолета стала бронированной. Усилено стрелково-пу­шечное вооружение. Гак, дополнительно к 7,62-мм шестиствольному пулемету «Миниган», размещенному в носовой части фюзеляжа, под консолями крыла могут подвешиваться две установки с 30-мм пушками «Дефа». Первая партия этих машин поступила в Южный Вьет­нам в 1968 г., в дальнейшем общее их количество было доведено до 224 единиц. По внешне­му виду, аэродинамической схеме и конструкции самолеты А-37А и А-37В в основном иден­тичны.

Штурмовик А-37В представляет собой моноплан с прямым крылом, однокилевым хво­стовым оперением и убирающимся трехстоечным шасси. Кабина рассчитана на двух членов экипажа, находящихся рядом. Левое сиденье занимает летчик, а правое — для наблюдателя.

После войны во Вьетнаме вьетнамцам досталось 120 самолетов А-37В. Затем они приме­нялись в ВВС Вьетнама и в боевых действиях в Кампучии. В США после окончания войны все штурмовики были переданы в резерв и национальную гвардию. Штурмовик завоевал призна­ние в ВВС ряда стран «третьего мира». Один самолет А-37В быт доставлен в СССР из Вьет­нама. Его продемонстрировали всем заинтересованным специалистам в ангаре НИИ ВВС. Проведенные летные испытания самолета получили достаточно высокую оценку советских летчиков и специалистов. Были отмечены удобства обслуживания, система боевой живучести, устройство, защищающее двигатель от попадания посторонних предметов. После испытаний самолет был передан в ОКБ ПО. Сухого, где в это время велись работы по проектированию штурмовика Су-25.

Уважаемые читатели! Поддержите канал!