Фильм Вима Вендерса «Конец насилия» (1997) не принадлежит к числу тех лент, которые весьма известны у нашего зрителя. Хотя и за рубежом предпочли сильно не обсуждать эту картину, хотя и номинировали в свое время на «Золотую Ветвь» Каннского кинофестиваля.
Этот кинофильм попал в поле нашего зрения, так как в нём есть несколько эпизодов, в которых Вендерс использовал прямые отсылки к легендарному живописному полотну Эдварда Хоппера «Полуночники». Не то чтобы мы совсем не слышали про эту ленту, но долгое время «руки до неё не доходили».
Между тем фильм получился весьма интересный; не настолько шикарный, как «Небо над Берлином», но всё-таки не лишенный глубинных смыслов. В данном случае сосредоточенных на анализе взаимосвязи страха и насилия. Причем, в большей степени как культурного, нежели сугубо криминального явления.
Лента начинается со сцены, когда на съемках фильма получает небольшое ранение девушка-каскадер. Что рождает известное количество поводов для беспокойства у продюсера снимаемой картины: а вдруг она нас засудит? Вроде бы та постепенно сменила гнев на милость, за что её «наградили» серьезной ролью в полнометражной ленте.
Но именно после этого началась вереница необычных криминальных происшествий. Продюсера похищают два странных типа. Герой фильма полагает, что во имя выкупа. Но оказывается, дабы просто-напросто убить. Как? За что? Почему?
Пока зритель мучается вопросами, относительно судьбы кино-деятеля, была предложена вторая сюжетная линия, касающаяся работы некого ученого, чья ставка располагается в обсерватории. Он посредством множества невидимых камер наблюдает за жизнью города, пытаясь вычислить потенциально возможные преступления.
Так сказать, профилактическая программа будущего, предназначенная для того, чтобы сделать шаг на встречу «идеальному обществу», в коем не будет насилия (смотрите название ленты). Собственно как и в большинстве подобных случаев выясняется, что принудительное миролюбие имеет своей обратной стороной «подспудную агрессию». И вообще «насильно мил не будешь».
Тут можно вспомнить множество более поздних проектов: от фильма «Миссия Серенити» до сериала «В поле зрения». В любом случае подобные намерения могут быть едва ли не ярчайшей иллюстрацией к известному тезису о том, что «благами намерениями вымощена дорога в ад».
И, казалось бы, чем мог помешать подобным глобальным замыслах простой продюсер, который трудился над созданием криминальных картин и боевиков? Сам по себе ровным счетом ничем. Но есть некая перекличка со знаменитым фильмом «Три дня Кондора» (1975). Только на сей раз имелся не ошибочно доставленный пакет, а электронное письмо случайным образом отправленное по неверному адресу. И даже не важно, открывали вы его или нет. Сам факт делает именно вас угрозой для «будущего социума».