Многие любители истории наверняка хотя бы раз слышали имя Алексея Григорьевича Бобринского, как принято говорить, «побочного» сына императрицы Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова. Но ведь род Бобринских получил продолжение, причём весьма и весьма значительное: представители этого семейства отличались предпринимательской хваткой и благополучно жили в Петербурге вплоть до революции 1917 года. Самый, пожалуй, известный Бобринский - Алексей Алексеевич. Именно благодаря нему, говорят, в России появились железные дороги и сахар. Неожиданно? Сейчас разберемся.
Алексей Алексеевич Бобринский был сыном того самого ребёнка императрицы, который появился от ее связи с Григорием Орловым. Родился царский внук в 1800 году в Санкт-Петербурге. После смерти отца он поселился вместе с матерью в Тульском имении, в тех самых Бобриках, в честь которых и была придумана фамилия. Хозяйство у них было немалое - 12 тысяч крепостных и 40 тысяч десятин земли. Имение стало образцовым и начало приносить хороший доход.
Алексей получил отличное домашнее образование, после чего его ждало военное училище, затем - гусарский лейб-гвардии полк, перевод в кавалергардский полк, расквартированный в Петербурге, а после - отставка в чине штабс-ротмистра. Не найдя себя на военном поприще, он рассчитывал связать свою жизнь с гражданской службой и даже устроился в Министерство финансов.
В 21 год граф счастливо женился на графине Софье Самойловой, фрейлине императрицы. Девушка была далеко не бедной невестой и приходилась дальней родственницей князю Потемкину. В честь замужества ей перешел город Смела с окрестностями в качестве приданого.
В 1827 году граф Бобринский переселился в тульское имение Богородицк, где всерьез заинтересовался производством сахара. Эта отрасль в те годы при должной организации сулила большие доходы. Первоначально сахар получали посредством сгущения сиропа сахарного тростника, а тот выращивался преимущественно в Америке. Из-за сложной логистики стоит этот товар дорого. Во время войны Наполеона с Великобританией поставки сахара во Францию резко сократились, но в то же время немецкий ученый Марграф сумел запустить производство сахара из свеклы. Основываясь на его изобретении, Алексей Алексеевич занялся предпринимательством.
Бобринский построил в Тульской губернии несколько сахарных заводов, которые уже через 2 года работы стали производить до 25 тысяч пудов рафинада. Сахар производства Бобринского продавался в по всей стране и даже стал поставляться к императорскому двору. Производство внутри страны также помогло снизить цены на сахар и сделать его повседневным продуктом питания.
Бобринский старался идти в ногу со временем и в 1834 году первым в России устроил на Михайловском заводе холодную вымочку, истратив на опыты и выписку из-за границы снарядов несколько десятков тысяч рублей.
На его сахарных заводах в качестве топлива использовали дрова. Когда цена на них поднялась, граф стал искать торф, более дешевый вид топлива. А вместе с ним ему удалось найти еще бурый и каменный уголь. Это помогло в нахождении залежей угля в Тульской губернии, которые использовались в стране еще не одно десятилетие.
После Бобринский решил перенести свои заводы на юг, так как Тульская губерния не особо подходила для выращивания такого объема свеклы. А вот полученный в качестве приданого жены город Смела подходил замечательно. Всё оборудование перевезли на волах и на конях. Обновленный завод заработал в 1838 году. И работает, кстати, до сих пор. А Украина стала главным производителем сахара в Российской империи.
Князь Вяземский писал о Бобринском как о горячем патриоте, человеке необычайно любознательном, деятельном и увлекающемся: «Ему недостаточно было бы, подобно Колумбу, открыть одну Америку, он хотел бы открыть их несколько… Он был либералом в лучшем и возвышеннейшем значении этого слова».
Постоянное стремление Бобринского к совершенствованию свеклосахарного производства при помощи введения новейших машин и аппаратов имело влияние и на развитие машиностроения в Российской империи.
На заводах Бобринского управляющими были не приезжие иностранцы, а местные кадры, воспитанники технологического института. Он позволял сделать карьеру любому талантливому человеку, не смотря на его происхождение: из 40 технологов, работавших у Бобринского, 24 стали директорами и самостоятельными предпринимателями.
Бобринский также получил известность как цветовод, хотя сорт роз, ныне носящий его имя, вывел парижский селекционер Марес.
В 1833 году в Петербург приехал австрийский инженер Герстнер, предложивший помощь в строительстве железной дороги. И хотя все встретили эту идею без особого энтузиазма, Бобринский ее поддержал и даже помог финансами. Для строительства Царскосельской железной дороги (первой в Восточной Европе) он создал в 1835 году акционерное общество, а сам непосредственно руководил строительством и стал первым директором железной дороги. Но и о своей выгоде Бобринский не забыл, сделав Смелу региональной железнодорожной столицей, поморов в ней узловую станцию, названную Бобринской.
Он ушёл из жизни в возрасте 68 лет. Как отмечали врачи, причиной стал «разрыв во время сна одной из мелких мозговых артерий». Несомненно, Бобринский мог бы реализовать ещё немало своих проектов, проживи он чуть дольше.
Образцовый хозяин, Бобринской неустанно заботился о благосостоянии своих крестьян. В тульском имении граф устроил самоуправление, чётко регламентировал распределение рекрутской повинности и применил особую систему образования хлебных запасов. В неурожайные 1839—1840 годы он прокормил крестьян на свой счет, потратив 40 тысяч рублей. Крестьяне отплатили ему такою же любовью. Когда пришлось везти тело покойного графа из Смелы в Петербург, около 2000 крепостных провожали его и, отложив лошадей, по очереди везли гроб на себе несколько верст.
В Киеве 6 февраля 1872 года был открыт памятник Бобринскому. И это был первый памятник в этом городе, который не был посвящен царю или военному деятелю.