Найти тему
Сам себе энергетик

День восьмой. Блокада

Маршрут восьмого дня планировался исходя из обязательного посещения Старой Ладоги. Естественно, было уделено внимание и тому, что находится по дороге – в основном, это памятники, связанные с блокадой Ленинграда: «Невский порог», Невский пятачок, памятник неизвестному шофёру около Дусьево, волховский рубеж и, конечно, Мясной Бор. В стороне оставили Синявинский мемориал и Кириши, всё-таки нужно было учитывать, что вечером планировалась прогулка по Великому Новгороду.

Маршрут восьмого дня
Маршрут восьмого дня

Первым в нашем маршрутном листе значился «Невский порог» - мемориал в районе Ивановского плацдарма. Можно назвать его младшим братом Невского пятачка – он также возник при попытке прорыва блокады, только почти на год позже, в августе 1942-го, в ходе проведения Синявинской операции. Хоть она и не увенчалась успехом, но плацдарм остался до полного снятия блокады в январе 1944-го года.

Мемориал «Невский порог». Здесь и далее – фото автора
Мемориал «Невский порог». Здесь и далее – фото автора
Наверное, самая старая стела
Наверное, самая старая стела

Уже в 2000-х около мемориала помимо новых стел, посвящённых боям за плацдарм, установили и традиционный набор памятников – малолетним узникам концлагерей, чернобыльцам и труженикам тыла. И часовню…

Новые стелы…
Новые стелы…
Собственно, «Невский порог», мемориал 60-х годов
Собственно, «Невский порог», мемориал 60-х годов

Следующей остановкой значился трагически известный Невский пятачок. Немного не доезжая до него, расположен памятник «Призрачная деревня», посвящённый местным деревням, разрушенным во время войны.

Памятник «Призрачная деревня»
Памятник «Призрачная деревня»

Припарковаться у него непросто (официальная расположена, прямо скажем, неудачно – рядом с ней только «Рубежный камень», а до той же аллеи Памяти больше полукилометра), мы приткнулись около северного рубежного камня – небольшой стелы.

Северный рубежный камень
Северный рубежный камень

И потом двинулись по аллее Памяти вплоть до берега Невы.

Общий вид
Общий вид

На аллее шёл ремонт, часть стел отсутствовало.

Аллея памяти
Аллея памяти
Мемориальные стелы
Мемориальные стелы

Впечатление от мемориала достаточно тяжёлое, даже по количеству стел от областей и республик можно судить о большом количестве погибших в упорных попытках прорыва блокады. Невский пятачок возник практически сразу после блокирования Ленинграда: 8 сентября немцы взяли Шлиссельбург, а уже 20 сентября советские войска форсировали Неву, образовав этот знаменитый плацдарм. Всю осень 1941-го года осуществлялись безуспешные попытки прорыва с него навстречу пытавшемуся наступать Волховскому фронту. В апреле 1942-го, во время ледохода, немцы ликвидировали плацдарм, но в сентябре, в ходе Синявинской операции, он возник вновь и на этот раз существовал вплоть до прорыва блокады.

Поклонный крест
Поклонный крест
Защитникам Невского пятачка
Защитникам Невского пятачка

После посещения пятачка мы двинулись дальше, на мурманскую трассу. На ней, в районе Дусьево, в месте пересечения с дорогой Шум (более известному по названию станции – Войбокало) – Кобона, являвшейся часть Дороги Жизни, установлен памятник неизвестному шофёру. В первую блокадную зиму автомобильная часть Дороги как раз от железнодорожных станций Войбокало и Жихарево (ближе к Ленинграду) шла к восточному берегу Ладоги в д. Лаврово и Кобона, откуда пересекала озеро и выходила на западный берег в районе Коккорево. Позднее к Ладожскому озеру построили железнодорожную ветку.

Неизвестному шофёру
Неизвестному шофёру
Памятный камень
Памятный камень

Ну и уже после посещения Старой Ладоги, остановились у небольшого мемориала практически на берегу Волхова. Он тоже имеет непосредственное отношение к блокаде. После того, как немцы убедились, что удалось обеспечить снабжение окружённого Ленинграда через Ладожское озеро (даже несмотря на то, что примерно в это же время финны переправились через Свирь, сделав невозможной доставку грузов по ней), в октябре 1941-го года ими была предпринята попытка окончательного окружения советских войск в районе Ленинграда и Ладожского озера посредством ударов из района Чудово на Малую Вишеру, Тихвин и Волхов с перспективой выйти на соединение с финскими войсками в районе Лодейного поля. 9 ноября им удалось взять Тихвин, тем самым перерезав единственную железную дорогу к Ладожскому озеру (чем спровоцировали последнее снижение норм питания в блокадном Ленинграде, 20 ноября). Но большей катастрофы советским войскам удалось избежать, удержав за собой Волхов и Войбокало, хотя немецкое наступление на этом направлении продолжалось вплоть до начала декабря, когда под Тихвином уже началось советское контрнаступление. Оставление Волхова влекло бы за собой разрушение Волховской ГЭС и, что ещё хуже, железнодорожного моста через реку, который куда длиннее (500 метров против 100) моста через Сясь в районе Тихвина, подорванного немцами. Такая вот история у этого скромного мемориала…

Волховский рубеж обороны
Волховский рубеж обороны

Но я немного забежал вперёд, потому что перед ним мы посетили Старую Ладогу…