Во-первых, о письменности, – речь о «тэртерийских табличках» – трёх найденных в 1961 году в румынском жудеце Алба глиняных артефактах, покрытых неизвестными знаками. В дальнейшем появились новые находки, атрибутированные, как относящиеся к балканской культуре Винча. И первое время изучение продвигалось бодро. Материала оказалось достаточно, чтобы восстановить алфавит 210 знаков, сводящихся к 30 базовым формам, и представляющим, судя по всему, абугиду – слоговое письмо, в котором начертания знака меняются в зависимости от связанных с согласной гласных. Установлено было также, что письменность использовалась между 7.5 и 4 тысячами лет назад, нисколько за это время не изменившись.
То есть, это – во-первых. Во-вторых же, о молчании. Сенсация, связанная с табличками, живёт, как наследие прошлого, – возникла она, что характерно, не в 60-х, а в 90-х годах. Новых публикацийна данную тему, как и новых находок, не появляется.
...Собственно, с «письменностью, более древней, чем шумерская» не сложилось сразу. Наука согласилась, максимум, на признание тэртерийских знаков ритуальными пиктограммами. Ибо упомянутая выше неизменность в течение 35 веков невозможна для письменности находящейся в употреблении. Знаки будут меняться, упрощаясь, или следуя за меняющейся фонетикой языка.
Также, в версию «письменности» не укладывалось и отсутствие признаков цивилизации на Балканах в период, к которому относились таблички. Винча – неолитическая культура, не оставившая после себя ни городов, ни храмов. На таком этапе развития письменность не может возникнуть просто потому, что в ней нет необходимости. И если даже предположить, что цивилизация была и величественные руины просто не найдены… не получится такое представить. Цивилизация должна была бы оставить после себя ещё хоть что-то, кроме табличек. Которые, кстати, разумно смотрелись бы именно среди развалин храма или дворца, а не в захоронении деревенского жителя.
...То есть, по поводу «письменности» вопросы возникли сразу. Но что же может настолько походить на письменность, если не письменность? Это был хороший, правильный вопрос, и многие археологи им задавались, присматриваясь к находкам всё внимательнее. По мере же фокусирования взгляда, находок становилось всё меньше. Раз за разом оказывалось, что одни артефакты существуют только в форме рисунков, другие же – в форме вольной трактовки каких-то затёртых царапин по мелкоконтрастному методу профессора Чудинова.
При желании же на любой неровной поверхности можно увидеть не только кириллицу, но и «знаки Винча».
...Артефакты пропали. Все. Кроме трёх – первых. Которые можно увидеть на заглавной картинке. На них же видны именно пиктограммы, – рисуночное письмо, выполненное в раннешумерском стиле. Датировка и подлинность данных находок в настоящий момент продолжают оставаться дискуссионным вопросом, – сходство рисунков с шумерскими из румынских учебников 50-х годов кажется подозрительным, обстоятельства же обнаружения табличек за давностью лет не поддаются убедительной реставрации…
Однако, всё это уже праздные вопросы. На единственных реальных табличках нет ничего такого, что могло бы быть принято за «алфавит».