Найти тему

Красота киноязыка в фильме «Подними красный фонарь»

Киноязык уже классического фильма Чжана Имоу очень завораживает своей красотой от цвета до композиции кадра, но все это прежде всего обусловлено историей и героями его картины. Если вкратце, то фильм рассказывает о молодой девушке Сунлянь, которая вынуждена стать четвертой женой богатого феодала. В его дворце свои правила с которыми героиня вынуждена считаться. Рассмотрим как Чжан Имоу визуально раскрывает героев и их эмоциональное состояние.

Окружение и фрейминг

Психологическое состояние главных героев подчеркивается окружающим их пространством и расстоянием, которое им приходится преодолевать, чтобы перейти из комнаты в комнату. Например, комфорт шелковых простыней в личных покоях Сунлянь или обширное, изолированное пространство на крышах, где героиня, вторая наложница и сын мастера уединяются. Или сцена с обедом, где слуги приносят еду прямо в покои Сунлянь преодолевая абсурдное расстояние от кухни до покоев, подчеркивает нарастающее напряжение между наложницами.

-2
-3
-4

Также, в фильме усиленно используется фрейминг: дверные проемы, окна, балки, стены — все это постоянно обрамляет главных героев, подчеркивая их ощущение загнанности в угол.

-5
-6
-7
-8
-9

Симметрия и цвет

Как уже ясно из названия, красный цвет - важный элемент в киноязыке фильма Чжана Имоу. Красный - цвет воли мужчины-господина и олицетворение женского соперничества внутри имения. Подчеркивает эту волю, силу, власть и даже отстраненность - симметрия в кадре и постоянное использование на мужчине то макро, то очень дальних планов, не давая нам взглянуть на него.

-10
-11

Хороший пример объединения этих приемов, одна из ранних сцен в фильме. Сцена, в которой Сунлянь ждет господина. За ней поухаживали слуги, одели ее по вкусу хозяина и оставили в ожидании. Симметрия в этой сцене не только усиливает строгость комнаты, подчеркивая незначительность героини, но и ее изоляцию и одиночество. Она сидит в центре, затмеваемая окружающей ее комнатой, ошеломленная жизнью, в которую она вступила.

-12

После этой сцены мы видим ее в дискомфорте и унижении, господин требует, чтобы она поднесла фонарь к лицу, потому что ему так нравится, но самой Сунлянь не по себе. Снова кадр симметричен с фонарями по обе стороны от ее головы. Несмотря на то, что его не видно, симметрия служит напоминанием о присутствии господина. Слышен только его голос, который указывает Сунлянь, как ей себя вести, что подтверждает слова выше - мы толком не видим мужчину, потому что он отстранен от своих женщин, они для него игрушки.

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я делаю подобные разборы каждую неделю.