Найти тему

Стивен Эриксон "Малазанская книга павших. Сказание второе. Врата Мертвого Дома" - самая тяжелая книга цикла

К сожалению, в бумажном издании книгу я не успел приобрести. Тираж закончился, а перекупы просят непозволительно огромную сумму
К сожалению, в бумажном издании книгу я не успел приобрести. Тираж закончился, а перекупы просят непозволительно огромную сумму

Ко второй книге этой грандиозной эпопеи я уже слегка отошел от слепого восторга и начал находить в цикле и небольшие минусы. Эриксон в полной мере показывает свой талант демиурга, мир Малазана здесь раскрывается еще больше, чем в первой книге.

Но при этом автор пользуется самобытностью и многогранностью своей вселенной и в корыстных целях - сюжетные дыры здесь легко штопаются новыми для читателя древними легендами и нюансами этого мира. А из сложных ситуаций герои выходят зачастую благодаря особой магии и скрытым способностям, о которых раньше даже не упоминалось. Это нормальное явление для фэнтези - но в разумных же пределах!

Зато "Азбука" занялась переизданием цикла. Думаю, купить роман в ее издании
Зато "Азбука" занялась переизданием цикла. Думаю, купить роман в ее издании

Изменения и рост персонажей обыгрываются очень слабо. Просто их спутники вдруг "чувствуют", что герой стал взрослее, мудрее, сильнее и т.п. Вообще все действующие лица у Эриксона очень чуткие. При встрече с другими героями они без слов или при помощи магического чутья узнают о событиях или изменениях, известных пока только читателю. Очень удобно для автора, и неправдоподобно для нас.

Было у нас еще такое издание
Было у нас еще такое издание

Тем не менее, многообразие мира Эриксона с лихвой окупает все пробелы в его писательском мастерстве. Не распыляясь на долгие абзацы с описаниями, он рисует нам поистине огромную фэнтези-вселенную со своими законами. Масштаб происходящих событий, как и прежде, выбивает почву из-под ног. Помню, как где-то читал, что количество убитых персонажей в "Игре Престолов" делает Джорджа Мартина самым кровожадным автором фэнтези. Так вот, кто это сказал, явно не читал "Врата Мертвого дома". Количество пролитой крови заставляет читателя буквально захлебываться в ней, а жестокость и тяжесть всего происходящего оставляет настоящие душевные раны!

Маппо и Икарий
Маппо и Икарий

Воистину, это по-настоящему "черное" фэнтези, все, что я читал прежде - детские сказки про эльфов, и даже мои жалкие потуги сделать свою книгу действительно жесткой рядом не стоят с Малазаном. Как и было с "Садами Луны", я в полном восторге.

И как я заявил в названии этой статьи, я считаю, что "Врата Мертвого Дома" самая тяжелая книга цикла. Во всех смыслах этого слова. Ее тяжело читать, потому что "Сады Луны" куда менее нагружена мифами, непонятными читателю событиями и именами, а к третьей и дальнейшей книгам ты уже привыкаешь к авторскому стилю.

Прорыв Колтейна
Прорыв Колтейна

Во-вторых, концовка "Врат Мертвого Дома" самая тяжелая морально из всех последующих (на момент написания этих слов я читаю девятый роман из десяти). Да, нам предстоит еще много потерь и жестоких превратностей судьбы в этом цикле, но то, что произошло в этой книге действительно меня подавило. А это сильно для фэнтези-романа!