«Понастроили, немчура», – хмыкали строители Дома культуры работников связи. Нехилое дело – их руками немецкой реформатской церкви надлежало стать современным советским ДК.
Строили-строили, потом перестроили, потом ещё раз перестроили. Такова история здания на Большой Морской, 58 в Петербурге. Идея этой заметки родилась совершенно случайно. Оказалось, многие мои питерские друзья не подозревали, что большая темная коробка, местами обтянутая строительной сеткой, некогда была красивой кирхой. А именно на этом месте в середине 19 века городские власти безвозмездно выделили немецкой реформатской общине участок земли. В сентябре 1862 года в день празднования тысячелетия Руси заложили церковь, три года строили и в 1865 году освятили – смотрите пикчи, что вышло.
На первом этаже жил пастор, там же отвели помещение под школу. Орган там тоже можно было послушать.
Если дорогой читатель не сильно понимает, что он видит на старых видах города, немного расскажу. Проект составил профессор Императорской Академии художеств Гаральд Боссе. Основным стилем он выбрал романский, чтобы передать простоту как основную идею протестантизма, но также включил готические элементы – узкие окна, вытянутость линий. На строительство скинулись 3 тысячи прихожан. Боссе при этом не присутствовал, а самим ходом работ руководил архитектор Давид Гримм. По страховым документам стоимость самого здания, внутренней отделки и утвари оценена в 202 тысячи рублей. Высота колокольни с крестом составляла 30 саженей (почти 55 метров). Цоколь гранитный, стены кирпичные, крыша – английский шифер, большие витражные окна – из рижской мастерской Э. Байермана.
Такое подробное описание церкви оставил некий корреспондент, пожелавший остаться неизвестным, в журнале петербургского общества архитекторов «Зодчий». Правда поводом для написания статьи стало трагичное событие – в декабре 1872 года в кирхе случился сильный пожар, все деревянные конструкции, перекрытия, плафон сгорели. Там же автор жалуется на несоответствие страховой суммы стоимости затрат на восстановление. Тем не менее, церковь не просто отремонтировали, но и улучшили – деревянные перекрытия заменили металлическими, потолки и колокольню подняли на более высокий уровень. Руководил работами архитектор К.Рахау. Через два года после пожара церковь вновь открылась.
Следующие невзгоды пришлись на 1929 год – в здании кирхи сначала оказалось общежитие, затем участок в центре города приглянулся под ДК работников связи. Архив Санкт-Петербурга называет нам даты строительства с 1930 по 1940 г. В перечне объектов культурного наследия последними датами перестройки названы 1932-1939 года. Примерно в это время церковь превратилась в «памятник конструктивизма» руками архитекторов П.М. Гринберга и Г. С. Райца, скульпторов С.В. Аверкиева, В.П. Николаева и Г.А. Шульца. Здание «почистили» до каркаса, исчезла верхняя часть башни со шпилем, зато на фасадах появились горельефы – это такие почти скульптуры на плоскости стены.
Презабавнейшая вещь – автор проекта церкви замыслил здание в строгой простоте – без штукатурки, без орнаментов. Жанр конструктивизм в свою очередь тоже подразумевает строгие лаконичные линии. Но, взгляните на фото, как по-разному то вышло.
Долгие годы строительства могут быть связаны с тем, что стиль, в котором задумали построить ДК, в начале 30-х уходит из употребления. Скорее всего именно тогда на фасаде и появились «украшения» – скульптурные композиции и балконы. Тут можно было бы пошутить о сходстве постройки с гробом, в котором похоронили конструктивизм, а на могиле взошли цветы сталинского ампира в виде горельефа, но я не буду. Вдруг читатель подумает, что автор предвзят.
Как бы то ни было, Дом культуры работников связи 23 апреля 1940 г. принят в эксплуатацию. В 1972 году кто-то в обкоме окинет взглядом строение и сочтёт, что это не Дом, а целый Дворец культуры. Здание переименуют. Все эти годы счастливые посетители наслаждались кружками, кинозалом, библиотекой, концертным залом, в котором успели засветиться и «Аквариум», и «Кино».
Сейчас же ДК не работает с 2007 года. Площадка в 2017 использовалась в рамках фестиваля искусств. Где-то в 2010-е внутрь и на крышу приглашали фотоблогеров – видимо, показать, что внутри там всё прилично, не то, что снаружи. В 2019 году на очередном экономическом форуме дали очередное обещание отреставрировать здание, а также два других объекта Почты России в центре Петербурга. Правда, не уточнялось, какие именно архитектурные работы будут проводиться. Я же, каждый раз приезжая в Петербург, нет-нет да и загляну на Большую Морскую, 58 – как там поживает остов кирхи в советском гробу.
Автор - Мария Кузнецова, #кузнецовакат