Найти тему
Старыми словесы

Иногородние улицы Москвы

Одна из интереснейших областей «старых словес» – древние топонимы Москвы. Среди них есть «иногородние», то есть напоминающие о других городах, странах, национальностях. Причем о «иногородности» некоторых сразу и не догадаешься. Что же, начну рассказ с очевидных названий, расположив их по алфавиту.

Армянский переулок. Армянская диаспора известна в окрестностях с конца XVI века, но название Армянского переулок получил лишь в конце XVIII века, когда один из богатейших людей екатерининской эпохи, придворный ювелир (именно у него был куплен знаменитый алмаз «Орлов», который императрица Екатерина II повелела вставить в скипетр), граф Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Алазарович Лазарян) выстроил здесь большую армянскую апостольскую Крестовоздвиженскую церковь (снесена в 1930-х).

Снесенная в 1930-х Крестовоздвиженская церковь. Фото из альбома Н. А. Найденова
Снесенная в 1930-х Крестовоздвиженская церковь. Фото из альбома Н. А. Найденова

Большая и Малая Грузинские улицы, улица Грузинский вал, Грузинская площадь, Грузинский переулок. В 1681 году к востоку от современной Грузинской площади был выстроен для царя Федора Алексеевича новый загородный дворец, образовавшееся вокруг него село назвали Воскресенским – по имени домовой церкви дворца. В 1724 году в Россию переселился участник персидского похода Петра I – лишенный престола царь Картли ВахтангIV. При императрице Екатерине I Вахтанг IV ездил с дипломатической миссией в Персию, при императоре Петре II в 1729 году был пожалован землями рядом с селом Воскресенским. В слободе, получившей название Грузинской, поселилась его многочисленная свита и приближенные. Так, к 1779 году слободе насчитывалось 74 двора грузин.

Улицы Большая Дмитровка и Малая Дмитровка. Топоним Дмитровка напоминает нам о дороге в город Дмитров известной с XIV века. Постепенно вокруг этой дороги сложилась торгово-ремесленная слобода, населенная преимущественно выходцами из Дмитрова. Так у слободы образовалось два повода называться Дмитровской. В XVI-XVII веках московская знать начала теснить торговцев и ремесленников от Кремля, и новую слободу все тех же поселенцев у Дмитровской дороги назвали Малой Дмитровской слободой.

1-й Казачий переулок и 2-й Казачий переулок. В 1629 году царь Михаил Федорович начал селить здесь казаков из Сибири, с Дона, из станицы Круговой. Так образовалась Казачья слобода, делами которой ведал специальный Казачий приказ. Следующий царь – Алексей Михайлович – приказ упразднил, а московские уже к тому времени казаки «смешались» со стрельцами. Название же переулки получили лишь в конце XIX века; до этого их именовали по-разному, в частности, по храму Успения Пресвятой Богородицы – Успенскими. Деревянный Успенский храм в Казачьей слободе фигурирует в документах под 1642 годом; в 1695-1697 годах стольник Василий Федорович Полтев построил ее в камне.

Калужская площадь. Площадь образовалась за Калужскими воротами крепостных стен древнего Земляного города. Соответственно, ворота получили название по проходившей через них дороге на Калугу.

Улица Крымский Вал. В XVII-XVIII веках здесь был двор, где останавливались посольства крымских ханов. Собственно же улица возникла после сноса Земляного вала, в 1820-х годах.

Улица Маросейка. Получила название в XVII веке по Малороссийскому подворью, где останавливались прибывшие в Москву малороссийские же купцы, дипломаты, священники и т.д. «Московский» язык быстро преобразовал Малоросейку в Маросейку.

Улица Большая Ордынка, улица Малая Ордынка, Большой Ордынский переулок, Малый Ордынский переулок. Москвовед Петр Васильевич Сытин считал, что прямо из Кремля в сторону Золотой Орды шла дорога. А по ней жили «командировочные» ордынские военные и чиновники, а также русские дворцовые слуги, которые возили в Золотую Орду грамоты от русских князей. Современная Малая Ордынка – это остаток одного из промежуточных путей Большой Ордынки. Ну а переулки получили название лишь в 1993 году.

Серпуховская площадь, Большая Серпуховская улица. Улица именуется по проходившей здесь дороге на Серпухов, известной c XIV века. Серпуховская же площадь возникла в конце XVIII века на месте Серпуховских ворот (понятно, почему они так назывались) Земляного города.

Смоленская площадь, Смоленская-Сенная площадь, Смоленская улица, Смоленский бульвар, Смоленская набережная. Смоленская улица в XVI веке была началом пути, соответственно, на Смоленск. Арбатские ворота Земляного города имели еще и названия Смоленских. Когда Земляной вал снесли, в 1820-х на пересечении Арбата и Смоленской дороги с Земляным валом образовалась площадь, где был обустроен рынок, Смоленский.

Большая Татарская улица, Татарская улица, Большой Татарский переулок, Малый Татарский переулок. Татарская слобода, ведущая историю с XIV века – одно из первых иноземных поселений в Москве. В ней жили выходцы из Золотой Орды и поволжских татарских княжеств. В черте города слобода оказалась лишь в XVII столетии: впервые «Татарская улица» упоминается в документах под 1682 годом. Большой Татарский переулок назван в конце XIX века по соседней Большой Татарской улице, а возникший в конце же XIXвека Татарский переулок назвали Малым сравнении с Большим Татарским переулком.

Впервые мечеть в Татарской слободе упоминается в документах под 1712 годом. До наших дней сохранилось здание мечети, построенное в 1823 году (Большая Татарская улица, дом 28). Фото взяла здесь:https://humus.livejournal.com/
Впервые мечеть в Татарской слободе упоминается в документах под 1712 годом. До наших дней сохранилось здание мечети, построенное в 1823 году (Большая Татарская улица, дом 28). Фото взяла здесь:https://humus.livejournal.com/

Тверская улица, Тверская площадь. Тверской проезд. Улица возникла как дорога на Тверь. Предположительно, путь к Твери был проложен уже в XII веке. С конца XV века дорога связывала Москву и Новгород, по обеим сторонам от нее иногородцы основали слободу. Площадь назвали Тверской в 1790-х уже по Тверской улице. Ну а Тверскому проезду, который начинается от Тверской площади, название присвоили в 1993 году.

Хохловский переулок, Хохловская площадь. С XVII века здесь, неподалеку от Малороссийского подворья, селились «хохлы» – украинцы и казаки черкасы (черкасы – экзоним украинских реестровых казаков Восточной Европы). Впервые слово «хохлач» как название православных жителей Речи Посполитой встречается в источниках 1630-х годов. Чуть позже зафиксировано его употребление по отношению к запорожским казакам. Впрочем, сами украинцы не чужды были использовать слово «хохол». Тот же Гоголь в письме Смирновой-Россет: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская». А в монографии этнографа Георгия Онисимовича Булашева «Украинский народ в своих легендах, религиозных воззрениях и верованиях. Космологические народные воззрения и верования» (1909 год) упоминаются легенды Купянского повета о сотворении «хохлов» и «москалей».

Шведский тупик. В 1617 году между Россией и Швецией был подписан Столбовский мирный договор, завершивший начатую в 1611 году русско-шведскую войну. В силу этого договора шведским купцам предоставили право иметь в Москве и Пскове торговые дворы. Так в столице появился «свейский купетцкий двор». Во время дальнейших военных противостояний России и Швеции двор «выводился». В 1874 году земли московского «посольского дома Его Королевского Величества шведского и норвежского короля» обменяли на принадлежавшие России земли в Стокгольме, где размещались «магазины, дарованные Королевским правительством, на основании древних трактатов, под склады товаров, приезжавших в Швецию Русских торговцев». Название Шведский тупик получил в XIX веке как раз по бывшему подворью.

Что же, теперь расскажу о неочевидных «иногородних» улицах. Извольте: улица Большая Лубянка, улица Малая Лубянка, Лубянская площадь, Лубянский проезд. В 1478 году Иван III завоевал Новгородскую республику и включил ее в состав централизованного Русского государства. Много семей новгородцев было депортировано, в том числе и в Москву. И те, кто попал в Москву, назвали новое место своего вынужденного проживания, урочище, в честь одной из улиц Новгорода – Лубяницы (Лубянки). Впервые Лубяница (Лубянка, Любяница) на Торговой стороне Новгорода упоминается в летописи под 1196 годом. Топоним отражал изготовление и продажу луба (пластов коры лиственных деревьев с волокнистой внутренней частью) и лубяных изделий. Но интересно, что в XVII-XVIII веках часть московской улицы Лубянки – ближайшая к Сретенским воротам Белого города, «входила» в улицу Сретенку, и только в начале XIX века вся улица до ворот Белого города стала называться Большой Лубянкой. Лубянская площадь – топоним XVIII века, Малая Лубянка и Лубянский проезд – XIX века.

Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (Пушечная улица, дом 15). Первую Софийскую церковь на этом месте выстроили переселенцы из Новгорода – как воспоминание о родном Софийском соборе. В церкви также был придел во имя святого Никиты Новгородского. Фото мое
Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (Пушечная улица, дом 15). Первую Софийскую церковь на этом месте выстроили переселенцы из Новгорода – как воспоминание о родном Софийском соборе. В церкви также был придел во имя святого Никиты Новгородского. Фото мое

Мещанская улица. В 1654 году Русское царство начало военные действия против Речи Посполитой за освобождение Смоленщины со Смоленском, белорусских и украинских земель. Беженцев из районов, где шла война, царь Алексей Михайлович приказал беспрепятственно пускать на Русь. Кроме тех, кто желал въехать «на его, великого государя, имя», на русской территории оказывались еще и пленные – как военные, так и, например, ремесленники, захваченные во взятых штурмом городах. В 1667 году между Русским царством и Речью Посполитой было заключено Андрусовское соглашение, положившее конец военному противостоянию. По этому соглашению пленные получили разрешение вернуться домой. Однако, многие из них по разным причинам остались, кроме того, в Москву начался приток новых переселенцев. И в 1671 году ремесленникам и торговцам из переселенцев и бывших пленных выделили землю за Сретенскими воротами Земляного города, «нарезав» ее на небольшие участки. Так образовалась Мещанская слобода, где слово «мещанский» в названии происходит от польского mieszczanie/месчане – горожане. В отчете о первых жителях значились «русских и польских людей и литовских мещан 87 человек», «поселившихся дворами». До 1950-х годов в Москве было четыре Мещанских улицы бывшей Мещанской слободы. Затем 1-я Мещанская стала частью современного проспекта Мира, 2-я – улицей Гиляровского, 3-я – улицей Щепкина, а 4-я – просто Мещанской улицей.

Сразу же после основания Мещанской слободы в ней выстроили церковь во имя мучеников Адриана и Наталии – по именинам царицы Натальи Кирилловны. В 1680 году деревянная церковь сгорела и в 1686-1688 годах на ее месте по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей с царевной Софьей возвели очень красивую каменную во имя Петра и Павла с приделом Адриана и Наталии. В 1936 году церковь разобрали. Фото из альбома Н.А. Найденова
Сразу же после основания Мещанской слободы в ней выстроили церковь во имя мучеников Адриана и Наталии – по именинам царицы Натальи Кирилловны. В 1680 году деревянная церковь сгорела и в 1686-1688 годах на ее месте по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей с царевной Софьей возвели очень красивую каменную во имя Петра и Павла с приделом Адриана и Наталии. В 1936 году церковь разобрали. Фото из альбома Н.А. Найденова