цикл статей «Курс выживания в аду» — часть 6
Что такое дуальность? То самое гегелевское «единство и борьба противоположностей». То есть, грубо, мир состоит из полярностей, но устранить их нельзя, потому что без них не будет ничего вертеться, хотя многим хотелось бы, чтобы ничто и нигде ни с чем не вступало бы в противоречие.
Плюс и минус, инь и ян, ночь и день, возбуждение и торможение — вариантов дуальных пар в мире туча. За что ни возьмись, буквально. У каждого качества, свойства, состояния есть своя противоположность.
Есть мелкие противоположности, которые мы проживаем каждый день (сон-бодрствование, например), есть более крупные, когда мы проживаем целый большой кусок жизни в одной крайности, а потом нас швыряет в другую крайность, а потом мы ищем какой-то синтез (если хватает ума, конечно, ибо многие от борта к борту так и мотаются всю жизнь), но обретенный синтез часто оказывается противоположностью чему-то еще — и вот вы снова раскачиваетесь в другую сторону…
В принципе, нет никакой особой проблемы в том, что вы время от времени устаете и вам нужно отдыхать, а потом вы снова набираетесь сил. Как нет никакой особой проблемы в проживании дня и ночи, нет проблемы в наличии мужского и женского и т.д. Да и во времени самом по себе тоже нет ничего катастрофичного.
Вся катастрофа — в нашем уме и восприятии мира этим умом. Человеку в основном мешает не дуальность мира, а дуальность собственного ума.
Откуда, например, берется идея о стабильности? Последовательности? Способности выбрать «правильную» форму жизни, об идеальном? Откуда вообще в голове у человека берутся эти оценки, как правило, к крайностям и сводящиеся?
И вот тут самая главная подстава адской духовки, в которой мы живем: ум так устроен. Представляете, сволочь какая?
Он устроен так, чтобы создавать человеку максимум возможных страданий: он придумывает, как все должно быть, причем придумывает застывшую, неживую конструкцию, которая в реальности не осуществима. Но при этом ум благополучно накручивает эмоции вокруг этой идеальной картинки и заставляет фактически поверить в то, что идеальное — и есть самое желательное и «правильное». А терпеть динамику, неидеальность, перемены, нестабильность — это фу, конечно же.
Что в итоге получается — все знают. Идеальное построить не удается, боль, печаль и разочарование. Спрашивается: кто просил это идеальное надумывать? А вот… Теперь страдайте. Однако мало кто подвергает сомнению привычку пытаться прилипнуть намертво к какой-то крайности (последовательности, «правильной идее», принципам «на всю жизнь» и т.д.).
Почему?
Потому что — вторая плохая новость — мы себя идентифицируем с собственным умом прежде всего. Как только осознаем себя хоть как-то и начинаем познавать мир этим умом, тут же оказывается, что он-то и есть почему-то главный в нашей личности, даже больше — он и есть «я»…
Если вдуматься, ваше «я» в таком случае оказывается буквально поставлено перед необходимостью всю жизнь протестовать против… самой жизни. Потому что жизнь уму не нравится, его не устраивает ни время, ни само наличие противоположностей, ни факт смертности, ни факт изменчивости, ум хочет свести все к крайности и в ней застыть намертво. А жизнь — она, простите, совсем другая…
Кому и зачем нужно было организовывать такую подставу в человеческой голове — отдельный разговор. Но само по себе подобное устройство ума — факт, и факт, что оно не очень жизнеспособно в своей сути.
Хотя на этот факт можно смотреть иначе: это — условия квеста, как бег в мешках. Вот у вас есть ноги, и они нормально бегают. Но вы решили усложнить себе жизнь (для развития каких-то навыков, скажем) и надели на ноги мешок. Вот так и с умом: подобная его конструкция — это бег в мешке, тут все устроено именно так для прохождения страданий определенного градуса. А ум — лишь тот самый мешок, который обеспечивает вам достаточную плотность страдания.
Один мудрый человек уже в свое время воткнул, что единственный способ перестать люто страдать из-за устройства своего ума (и заодно мира) — перестать отождествлять себя со своим умом. А лучше — вообще из него выйти.
Но с учетом того, что все наше общество построено на ценностях ума (то есть на попытках застыть в крайностях и идеальностях разного рода), даже если человек находит дорогу к разумному использованию сего инструмента, все равно — раскачивать человека начинает уже не столько собственный ум, сколько окружающие его люди, призывающие его быть последовательным, внушающие «как надо» и «как правильно», требующие от него принципов, гарантий и прочих вещей, которые в реальной действительности мало достижимы по факту. Но так как их очень хочется другим, то другим надо хотя бы сладко врать из ума, сообщая о своих бетонных принципах, раздавая гарантии и придерживаясь правильных мнений…
Кому утомительно — шлет большую часть общества лесом, но вынужден, во-первых, терпеть вокруг себя все это царство розовых единорогов с фантазийными идеальностями, стабильностями и прочими несуществующими животными (но при этом — совсем не шуточными страданиями по поводу невозможности желаемого), а во-вторых, чаще всего не находить ни понимания, ни общего языка с большинством людей.
Впрочем, есть и хорошая новость. Если выйти из ума в первом приближении, то есть хотя бы обуздать его настолько, чтобы перестать отождествлять с собой и начать считать его инструментом — интересным, многогранным и даже очень полезным, но всего лишь инструментом… то вы выбрасываете в топку кучу совершенно ненужных вам страданий. Вы перестаете ждать идеального, бояться ошибок, требовать гарантий, пытаться зависнуть в крайностях и бетонных принципах и начинаете видеть мир как он есть.
Понравится ли вам то, что есть на самом деле, — не факт. Но зато вы точно увидите как свои реальные возможности, так и свои ограничения. А при отсутствии требований сделать все правильно (и не дай бог ошибиться!) вы начинаете просто максимально комфортно жить в том, что есть. Другого-то все равно нет. Но и в том, что есть, можно найти много стоящего и интересного. Если ваш мешок вы несете в руках или на спине, но не пытаетесь в нем прыгать и бегать.
Читайте полный цикл «Курс выживания в аду»:
Принцип боли Фундаментальное неравенство Крест непосильный Не притча о талантах Принцип изменчивости О дуальности и устройстве нашего ума «Детский мир» и взросление О балансе жизненных ресурсов Что нам могут или не могут дать родители? Этот добрый злой мир Что наша жизнь? Игра… Человек как плохо собранный компьютер
Автор: Антон Несвитский