Найти тему
Александр Снитовский

Петербург - город для жизни? Спойлер: нет

Обычно я оцениваю город по его благоустройству и развитости транспортной инфраструктуры. Для меня это самые важные факторы. Если я вижу на улицах большое количество инвалидов, мам с колясками, пенсионеров, то я могу сделать вывод, что город развивается в правильном русле. Ведь свобода передвижения и возможность использования всех ресурсов города в разных его районах – это основополагающий принцип комфортного проживания в мегаполисе.

Часто достаточно провести эксперимент: если мама с коляской из спального района без проблем может добраться до центра города, то в городе всё отлично. Если же нет, то город в большой беде, а именно его жители.

-2

Как вы знаете, я и моя супруга – блогеры. Это наше хобби в свободное время после работы. И иногда раньше бывало так, что нам с ребёнком необходимо было добраться из спального района в центр города. Машина, к сожалению, не всегда могла нам помочь из-за пробок и неубранных от снега дорог (привет Беглову).

Сейчас передвигаться по городу стало значительно проще. Когда же ребёнок был младше - это было настоящее испытание.
Сейчас передвигаться по городу стало значительно проще. Когда же ребёнок был младше - это было настоящее испытание.

Поэтому подобный эксперимент, как я описал выше, проводили мы регулярно. Так что за достоверность информации ручаюсь. Предлагаю вам пройти со мной весь этот действительно нелёгкий путь!

Маршрут, на самом деле, очень непростой. Оптимистичные час и семь минут в нашем случае точно не сбудутся.
Маршрут, на самом деле, очень непростой. Оптимистичные час и семь минут в нашем случае точно не сбудутся.

Итак, что мы имеем: Девушка с коляской, которой нужно добраться, например, из Мурино (Петровский бульвар 14/3) на Дворцовую площадь (Эрмитаж). Мурино я выбрал неслучайно. Это район с одной из самых больших концентраций молодых семей без достаточной детской инфраструктуры, поэтому выезжать из района часто бывает необходимо.

-5

Сложность номер один: большая часть новостроек Петербурга оборудована нерабочими лифтами-спусками, поэтому наша девушка берет в руки коляску и спускается с ней в руках по лестнице, стараясь не убить себя и ребёнка.

Ещё ни разу не встречал работающие подъёмники в Мурино и других спальных районах Петербурга. Так что спускаемся по лестнице справа.
Ещё ни разу не встречал работающие подъёмники в Мурино и других спальных районах Петербурга. Так что спускаемся по лестнице справа.

На этом приключение не заканчивается. Специально утопленные в асфальт бордюры (ну, или поребрики по-питерски), заставляют машинами из-за ограниченного количества парковочных мест в новостройках. Поэтому отправляем нашу молодую маму с коляской искать не заставленный машинами спуск. Ну, или снова просим её поднять коляску с ребёнком.

Сложность номер два: автобусы, троллейбусы, трамваи существуют не во всех новых районах, поэтому метро – спасительный вид транспорта для жителей Мурино. Однако чтобы до него добраться, у нашей молодой мамы есть два варианта. Первый – дойти пешком. Путь примерно на 25 минут с пересечением нескольких оживлённых улиц без светофоров и достойных пешеходных дорожек.

Второй – поймать маршрутку. Но тут есть нюанс. Чтобы попасть в эти китайские буханки, нужна узкая коляска из-за небольшой двери и физическая сила, чтобы затащить коляску с ребёнком, но уже вверх по лестнице. Отсутствие оборудованных мест для колясок в маршрутках тоже не облегчает положение молодой мамы.

Предположим, до метро мы добрались. Следующий челлендж – в это метро попасть!

Сложность номер три: лестницы. Не знаю как вы, однако, я ни разу не видел, чтобы по этим крутым спускам кто-либо мог бы спуститься или подняться без посторонней помощи. Пытаться самостоятельно скатить коляску здесь особенно зимой черевато травмами не только для мамы, но и ребёнка. Поэтому остается ждать помощи неравнодушных. Это же работает и с лестницей на вход в метрополитен.

Перед нашей героиней стоит задача преодолеть 3 или 4 аналогичных лестничных пролёта.
Перед нашей героиней стоит задача преодолеть 3 или 4 аналогичных лестничных пролёта.

Про болтающиеся двери метро я молчу. Даже я ни раз получал от них. Но мы надеемся, что и здесь нашей молодой маме повезёт с отзывчивыми людьми.

Да, да, это те самые двери на той самой станции. Как видите, более широкие двери для комфортного прохода с коляской там установлены не везде.
Да, да, это те самые двери на той самой станции. Как видите, более широкие двери для комфортного прохода с коляской там установлены не везде.

Итак, спустя пол часа и три пройдённые испытания наша мама уже уставшая только оказалась в метро. Скажу сразу, ей повезло, что она приехала не в час пик, так как в противном случае в вагон бы она точно не попала.

Так выглядит станция метро Девяткино в 7-10 утра и в 17-21 вечера. К сожалению, такой коллапс на многих станциях метро Санкт-Петербурга из-за плохой транспортной инфраструктуры.
Так выглядит станция метро Девяткино в 7-10 утра и в 17-21 вечера. К сожалению, такой коллапс на многих станциях метро Санкт-Петербурга из-за плохой транспортной инфраструктуры.

Сложность номер четыре: отсутствие оборудованных мест для колясок и беременных женщин. Конечно, в том же Петербурге есть небольшая часть современных вагонов, где эти проблемы частично решены, однако в обычных поездах коляску придётся поставить у входа или выхода из вагона, ну, или подставить под чьи-то ноги. Окей, едем так...

-13

Сложность номер пять: добравшись до станции метро Пушкинская, где нашим героям нужно сделать пересадку, чтобы попасть к месту назначения, нас ожидает следующий челлендж. Это пересадка. Лестницы и проходы – неотъемлемая часть каждого пересадочного узла Северной столицы. Рассчитываем опять на отзывчивость граждан...

Итак, финишная прямая! На станции метро Адмиралтейская нас ждёт сразу несколько эскалаторов. Подниматься по ним с ребёнком в коляске категорически не рекомендую. Это запрещено и небезопасно, поэтому, как нам рекомендует метрополитен, берём ребёнка в одну руку, коляску в другую и в таком положении проходим два эскалатора.

Да, так ездить с ребёнком в метро запрещено.
Да, так ездить с ребёнком в метро запрещено.

Ну, а дальше, остаются мелочи – спуститься по ещё одной лестнице и пройтись 10 минут до места назначения, преодолев оживлённый Невский проспект и брусчатку. Да, такие мелочи на фоне предыдущих сложностей всего лишь мелочи. Напомню, этот эксперимент мы с вами проводим не зимой, поэтому падающие с крышек сосульки мы тоже не берём в расчёт, чтобы картина не была совсем грустной.

-16

Итого, спустя почти два часа наша мама с ребёнком добралась до места назначения! Если вдруг она решит больше не проходить этот тяжелый маршрут, а доехать на такси до дома, то и здесь её будет поджидать детский тариф с повышенной стоимостью, так как у нас в стране за опцию передвижения с ребёнком необходимо доплачивать, увы.

-17

Как говорится, "...не нравится – предлагай!" Пандусы, выделенные дорожки, общественный транспорт с удобным заходом в него, лифты в метро, увеличенные время пешеходного перехода и многие другие вещи - не новинка. Бери, адаптируй и готово. Для меня отличные примеры - это такие города, как Хельсинки или Сеул. В этих местах мы с супругой абсолютно спокойно добирались из спальных районов до центра города без единого понятия коляски с земли. Кстати, в том же Сеуле дорога до центра у нас занимала не более 45 минут, хотя площади того же Петербурга и корейской столицы практически сопоставимы.

Так что делаем вывод, что Северная столица - потрясающий город, который я очень люблю. Однако утверждать, что этот город отлично подойдёт для проживания абсолютно всех слоев населения однозначно не буду. Кстати, именно из-за всех этих сложностей мы с супругой были вынуждены переехать в центр города, чтобы наша жизнь и жизнь нашего ребёнка упростились. Тем не менее, к сожалению, жизнь в центре это далеко не дешёвое удовольствие...

Вы возразите, скажите, что в том же петербургском метро есть специальные службы, призванные помочь с коляской, однако, согласитесь, вызов сопровождающего, его ожидание и затруднение стороннего человека, чтобы просто проехать на метро - это не всегда удобно.

Не знаю, как вам, но мне бы по-человечески было неловко постоянно ездить с сопровождающим, который бы с нашим графиком мог бы стать просто членом семьи.
Не знаю, как вам, но мне бы по-человечески было неловко постоянно ездить с сопровождающим, который бы с нашим графиком мог бы стать просто членом семьи.

Ну, и закончим на хорошей ноте, в России действительно есть некоторые города, в которых можно комфортно передвигаться, но об этом уже в следующей статье!

Как вам наша история и эксперимент, который вынуждены ставить ежедневно активные жители спальных районов Петербурга?
Как вам наша история и эксперимент, который вынуждены ставить ежедневно активные жители спальных районов Петербурга?
Пишите, а получилось бы нашей гипотетической маме провести такой же эксперимент в вашем городе! И прошел бы ваш город эту проверку с хорошим результатом?
Очень интересно!

Большое спасибо за подписку на мой Дзен-канал и лайку под этой статьёй!