Увидел статью на сайте газеты «Коммерсантъ» (из журнала «Коммерсантъ Власть» 2016 года) о покушении Каракозова. Автор статьи Евгений Жирнов заканчивает пересказ сюжета покушения Каракозова следующим пассажем:
– – –
Однако, как утверждал Ишутин, он уже не мог влиять на двоюродного брата, поскольку тот встретился и познакомился с человеком из окружения великого князя Константина Николаевича – брата императора:
«По приезде своем в Москву Каракозов сообщил мне, что... звал кого-либо из нас в Петербург, и тут же прибавил, что можно бы познакомиться с очень сильными людьми Константиновской партии и что они дадут большие деньги тому, кто решится на убийство государя; смертью государя воспользовался бы Константин и при помощи происшедшей паники от этого как в обществе, так и в наследнике вступил бы на престол, ибо наследник отказался бы от престола. И что он, Каракозов, хочет предложить услуги».
Кем был тот человек и был ли он вообще? Страдавший нервным расстройством Каракозов в особенности после пыток – ему неделями не давали спать – давал крайне противоречивые показания. 3 сентября 1866 года его повесили на Смоленском поле петербургского Васильевского острова. Часть арестованных по его делу отпустили с миром, других, включая Ишутина, помилованного на эшафоте, надолго отправили в очень отдалённые места.
Но чем же было это покушение на самом деле? Оно напоминает многие другие акции подобного рода, когда спецслужбы использовали легко поддающихся внушению людей в качестве убийц. Ведь кто оказался в выигрыше в результате выстрела Каракозова? Охранители трона, которые получили возможность манипулировать императором, используя его страх перед покушением. Причём, как свидетельствуют воспоминания и документы, пользовались ею затем на протяжении многих лет. А если бы Каракозов попал в цель, управляли бы следующим императором. Как, собственно, и было после убийства Александра II в 1881 году. И потому не имело значения, кто именно создал «Ад». Важно было то, кто им грамотно воспользовался.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2944261
– – –
В действительности, напомню, «константиновская партия» была фантазией петербургских революционных кругов, которые предполагали (лишь предполагали!), что где-то в прослойке дворцовой аристократии и бюрократии есть группа («константиновская партия») сторонников реформ, которая потенциально видит своим императором Константина Николаевича.
Кстати, даже в случае отказа от престола наследника (на тот момент уже Александра Александровича, старший брат которого Николай умер в 1865 году) трон перешёл бы к следующему сыну Александра II, потом опять к следующему, потом ещё к одному... Одним словом, подобные рассуждения могли распространять люди, не привыкшие вникать в основные принципы престолонаследия – то есть люди, совсем далёкие от дворцовых интриг.
Но здесь, конечно, автор хотел сказать не о том, что к власти рвалась «константиновская партия», а о том, что это была, напротив, провокация с целью заглушить реформы. Сложно отрицать развернувшийся после покушения Каракозова «белый террор» против революционного движения и оппозиционной печати. Однако кто же эти люди, манипулировавшие императором? Какие именно ведомства? Имена, примеры конкретных перестановок, в результате которых они получили министерские портфели или иную возможность влиять на внутреннюю политику?.. А нет ответа, ибо на то она и конспирология. Динамика Великих реформ показывает, что к 1866 году они и так стихли и постепенно сворачивались. «Подстёгивать» процесс этого торможения сфабрикованным покушением было, в общем, и не нужно.
А некоторые мне ещё говорили, что в «Коммерсанте» хорошие исторические статьи...
P. S. Для тех же, кто интересуется моим мнением о «константиновской партии», может послушать последнюю треть моей публичной лекции о покушении Каракозова.