В отечественном фольклоре существовало много «потешек», в которых сочетались речь и движения рук. Была подмечена взаимосвязь этих процессов. Например, в русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и др.
У детей с нарушениями речи часто наблюдается недостаточность координации мелкой моторики пальцев рук. Таким детям в обязательном порядке рекомендованы пальцевые игры и пальцевая гимнастика. Даже нормально развивающемуся в речевом плане ребенку будут полезны массаж рук, пальцевые игры.
Пальцевую гимнастику можно сопровождать для ритмизации ручных движений стихотворным текстом в исполнении взрослого. Ребенок научится понимать смысл стихотворного текста, улавливать ритм речи.
Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям пассивно-активной и потом активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Пальцевые игры способствуют развитию речи и творческой деятельности ребенка. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается и на речевом развитии, и на подготовке руки к письму.
Что может дать пальцевая гимнастика ребенку?
1. Стимулировать речевое развитие и корригировать нарушения речи.
2. Способствовать улучшению артикуляционной моторики.
3. Учить умению подражать взрослым и другим детям.
4. Концентрировать внимание и правильно его распределять.
5. Развивать память, воображение.
6. Развивать тонкую моторику пальцев рук и кисти.
Перед проведением пальцевых игр нужно дать установку на игру, показать нужные движения и комбинации пальцев. Выполнять движения следует вместе с детьми и не ставить сразу несколько сложных задач. В ходе пальцевых игр дополнительно будет развиваться осязание.