Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

Дорога к аттестату

Ноябрь 1944 года. Спасенные концлагерники вернулись в родные края – в Брянскую область. Село Семеновка до последнего дома было сожжено немцами. Мария Семеновна с дочкой Раечкой и сыном Николаем грелись вокруг тлеющего костра, разведенного на земляном полу погреба...

В феврале 1945 года жителям Семеновки предложили переехать на Кавказ: «Там тепло, цветут яблони и вишни, стоят пустыми теплые дома...» Женщины понимали, что без мужей им дома не построить, а еще одну зиму в погребах не пересидеть...

1 марта 1945 года по трескучему морозу семеновцы выехали на Кавказ. А 5 марта их дети уже бегали по зеленой кавказской травке в селе Шами-Юрт (по-русски – Зеленая Роща) Ачхой-Мартановского (Новосельского) района Грозненской области.

Женщины по приезде сразу занялись посевом пшеницы: голыми руками готовили поле к севу, пахали «на себе» одна женщина впрягалась в плуг, а другая направляла плуг по борозде.

К 9 мая 1945 года работа с посевом была завершена. Все жители Шами-Юрта собрались у прикрепленного на тополе радиоприемника и затаив дыхание слушали слова Сталина о победе над врагом. А потом плакали и кричали ура – радовались, что войне пришел конец, что не будет больше немчура топтать родную землю и убивать людей.

Детей в Шами-Юрте было много. Им нужна была школа; учиться хотели все. Срочно оборудовали под школу большой дом в центре села. Постепенно в село стали приезжать учителя. Началась перепись будущих учеников.

Любопытство каждый день тянуло Раечку к школе – посмотреть, как обустраиваются классы. Рая знала, где живет каждая учительница. Однажды, проходя мимо дома Валентины Леонидовны, она уловила чарующие звуки, – похожие звучали в день проводов отца на войну. Волнение охватило девочку. Она пробралась поближе к дому и уселась у стены под окном. Вскоре ее заметили и пригласили войти. Ее взору предстал желто-серый ящик со светящимся квадратиком. Раечка, не отрывая глаз от светящегося объекта, села на пол…

Когда мелодия закончилась, разговорились. Оказалось, что Раечка не знает даже слова «музыка». Она стала расспрашивать учительницу. Валентина Леонидовна подробно рассказывала любознательной девочке о музыкальных инструментах, о балете, о театре... Вскоре Paeчка каждое утро бегала к школе, чтобы поздороваться с учительницей Валентиной Леонидовной и услышать от нее какую-нибудь интересную историю.

Приближался самый большой детский праздник – 1 сентября. Раечка пойдет учиться в первый класс к Валентине Леонидовне. Не беда, что не учебников и тетрадок, – она обещала что-нибудь придумать. А еще учительница решила сделать 1 сентября праздником для всего села – подготовила концерт, в котором предложила Раечке исполнить танец «Сорванец». Это был первый послевоенный концерт на сцене колхозного клуба; изба была забита сельчанами до предела. Раечка танцевала свой первый в жизни танец под настоящую гитарную музыку…

Наступило утро 1 сентября. Спозаранку дети Шами-Юрта стекались к школе. Только двое учеников – Раечка и Павлик – были в семилетнем возрасте, остальным уже стукнуло по 8–12 лет. Первоклассников оказалось много, парты стояли в три ряда. Букварей и тетрадок не было, зато каждый получил по перьевой ручке и карандашу. Валентина Леонидовна принесла какие-то старые газеты, и по их чистым полям ученики стали выводить первые буквы. Чистописание плавно переходило в чтение. Раечке не терпелось поскорей научиться читать…

1947 год выдался засушливым, наступил голод. Учеников после уроков стала кормить горячим супом, в котором вместе с крапивой и лебедой плавали крупинки пшена, гороха, перловки. Постепенно созревали початки кукурузы, – дети ели нежно-молочные зерна, насыщаясь досыта. А к 1949 году с голодом справились. У всех учеников уже были учебники по всем предметам и тетрадки. Но учебники-то появились, а учителей по-прежнему не хватало. Тогда председатель сельсовета сумел договориться, чтобы шамиюртовских учеников приняли в школу соседнего села Лермонтово. Валентина Леонидовна решила не расставаться со своим классом и поехала с ребятами. Занятия проходили интересно; год пролетел незаметно. А обучение в шестом и седьмом классах уже организовали в Шами-Юрте.

Валентина Леонидовна понимала, что многие ее ученики после седьмого класса будут стараться получить профессию. Она стала рассказывать ученикам, куда можно пойти учиться, как ускоренно получить рабочую специальность. Сказала, что можно поступить в Грозненский педагогический техникум. Больше Раечка уже ничего не слышала, она думала: неужели правда можно научиться быть учителем? Для нее само это слово было окутано ореолом возвышенного, волшебного, непостижимого.

Окончив в июне 1953 года семилетку, Раечка решила поступать в педтехникум. Отослала по почте заявление, вскоре получила вызов. В Грозном предстояло провести несколько дней. Диктант писали в день приезда. А уже назавтра стали готовиться к следующему экзамену. Ребята как пчелки трудились над учебниками. Потянувшись за тетрадкой, Раечка вдруг увидела Валентину Леонидовну, учительницу русского языка и литературы Зеленорощинской школы. Та спокойно произнесла:

– Я приехала за тобой. Собирайся быстрей, иначе опоздаем на поезд.

Чтобы уложить учебники в холщовую сумку, потребовалось несколько секунд. Оставалось забрать в учительской свидетельство об окончании семи классов. Валентина Леонидовна молча повела покорную Раечку в дирекцию. Там не хотели отдавать Раечкины документы, говорили о ее необычайных организаторских способностях… Наконец подписали какую-то бумагу, выдали свидетельство.

По дороге домой Валентина Леонидовна рассказала, что районо договорилось с Валеринской средней школой о приеме на учебу всех желающих из Зеленорощинской семилетки. Она убедила Раю окончить десятилетку, получить аттестат и только тогда поступать куда пожелается. «Пойду в 8-й класс, невзирая ни на какие трудности», – решила Рая.

Почти все учителя в старших классах Валеринской школы были выпускниками пединститута. Знания давали прекрасные, уроки проходили очень интересно. Но нелегко, ох как нелегко менять школу: новое село, новые ученики, новые учителя…

Еще год пролетел незаметно. На летних каникулах Раечка помогала матери пасти свиней. Когда мама уходила по делам, Раечка оставалась со свиньями одна. Те до полудня валялись в грязи на берегу реки, а потом, хрюкая, лакомились травой-осокой. Раечка наслаждалась свободой на природе: хочешь – читай, хочешь – пой, хочешь – танцуй! Что она и делала. Выдумывала разные выкрутасы: мостик, змейку, шпагат... Ее представлений на природе никто, кроме свиней, не видел.

«Свиньи – неблагодарный зритель», – пошутила как-то Раечка и погрузилась в изучение народных танцев. Решила в сентябре организовать в школе танцкружок. Пока свиньи хрюкали, пережидая жару, Раечка репетировала.

Творческий труд не прошел даром, Рая организовала кружок, который победил на районном смотре, а в десятом классе стал победителем на межрайонном соревновании танцевальных коллективов. Был приглашен в город Грозный на праздничный концерт в честь Дня Победы, который состоялся на сцене театра им. Лермонтова.

…1956 год. Получен аттестат зрелости. Теперь дерзай, Раечка! Определяйся в жизни, находи нужные ключики и открывай врата наук. Все зависит только от тебя…

Раиса УСТИНОВА

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!