Существует множество проектов более традиционных и кажущихся вполне реализуемыми, чем герой сегодняшнего материала. Эти проекты преследуют задачи, которые более понятны и осуществимы. Но им не везет, а вот СТП «Проект 80» получил и поддержку и реальное воплощение, несмотря на абсурдную вроде бы идею – танк, который способен двигаться по воде быстрее самого быстрого катера.
Техзадание «Проекта 80» ставило следующие задачи: высокую скорость установки на СТП (скоростное танкодесантное плавсредство) танка (расчеты делались на танки Т-54 и Т-55), высокую скорость передвижения самой СТП с танком (больше полусотни км в час) и, самым трудновыполнимым, но и важным: танк должен был вести огонь с борта СТП «с воды».
Руководил работами по постройке понтона Михаил Щукин, а работами занимались в конструкторском бюро «Волгобалтсудопроект». Понтон оснащался собственным двигателем и подводными крыльями, работами по крыльям, конструкции Ростислава Алексеева, занимались создатели «ракет» и «метеоров». От «Ракеты» СТП получил и двигатель – дизельный М-50, в пике выдававший около 1200 л.с.
СТП состояло из пары понтонов, закрепляемых по бокам танка на земле. Затем с помощью специальных устройств-гидроцилиндров танк «доползал» до воды, точнее до определенного уровня заходил в воду. Затем опускались поперечины каркаса, образуя единую конструкцию, несущую танк с помощью тех же гидроцилиндров. А на нужной глубине подводные крылья опускались до конца.
Скорость комплектации СТП до «водоплавающего состояния» составляла сорок пять минут, а обратно СТП превращался в сухопутный танк всего за три. Важно, что за все этапы комплектования отвечала гидравлика, и человеческого тяжелого труда не требовалось.
Первоначально был изготовлен макет, размерами всего в два раза меньше настоящей конструкции, который, после испытаний на реке Теше, всего через год, в 1967-ом, превратился в полноразмерный аппарат. Который тоже отправился на испытания в Севастополь. Морские пробы выявили как достоинства – скорость почти в 60 км/ч, так и недостатки – лопавшиеся стяжки каркаса, невыполненные ТЗ по мореходности и задачам «огневой мощи»…
Нераскрытые до сих пор ТТХ «Проекта 80» попытались представить специалисты не из КБ «Вымпел», где под грифами «СовСекретно» до сих пор пылятся папки с данными о СТП. Итак: автомномность хода – 350 км, расход топлива порядка 600 кг/ч, запах хода должен составлять порядка семи часов. Каждый катер-понтон тогда, при весе топлива около 3 т, должен весить около 15 т (подводные крылья, плюс двигатель, трансмиссия и сам понтон). Дополнительное оборудование крепления на танк – еще около тонны. Тяжелая штука, не правда? Может ли самостоятельно выходить из воды – большой вопрос.
Да дело даже не в этом. СТП «Проект 80» решало настолько узкоспециальные задачи – танк, способный быстро двигаться по морю – что применять его в реальных боевых действиях не представлялось сколько бы то ни было возможным. Высадка танков без артподдержки, пехоты, инженерных частей, саперов практически лишена смысла. И в этом скорость доставки танков СТП-шками сыграло для них плохую роль – они были бы на месте намного быстрее всех остальных. И, скорее всего, «неприятели» высадиться им просто бы не дали.
Всего было собрано 13 комплектов плавсредств «Проекта 80». В 1971 году специалисты приняли решение отказаться от дальнейших разработок из-за отсутствия эффективности.
Фото из открытых источников сети Интернет
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!