В моей практике коучинг – это вид помогающей деятельности. Он отвечает на запрос клиента «помоги мне создать желанное новое»[1]. Коучинг как процесс состоит из двух этапов: 1) постановки цели и 2) достижения цели. Второй без первого невозможен. Однако первый без второго вполне может быть осуществлен, если для клиента этого достаточно. Действительно, есть немало людей, которым нужна помощь только в конкретизации цели, а планировать свои шаги и продвигаться к желанному результату они могут самостоятельно. Хотя, конечно, большинству нужен коуч и на первичном, а иногда и на каком-то промежуточном этапе процесса достижения цели.
В этой статье мы поговорим о начальном коучинге: постановки цели.
Сразу хочу сказать о распространенном убеждении, что цели нужно придумывать. Ни в коем случае. Цель лишь тогда становится достижимой, когда она буквально рождается и вызревает из жизни человека. Ей невозможно не следовать, только если она отвечает актуальным потребностям. Мы взрослеем, и наши потребности меняются. То, что было важно и интересно ранее, становится известным и освоенным. Поиск нового – способность, которая есть у каждого человека, заложенная от рождения и неугасающая до самой смерти, позволяющая нам расти и развиваться. Как она проявляется в нашем сознании? По моим наблюдениям, это происходит в трех вариантах: в мечтах, желаниях и надеждах.
Мечта расположена в неопределенном, чаще очень отдаленном будущем. Обычно мечта не конкретна и даже метафорична. Ее невозможно представить себе, как реальный эпизод жизни, а значит, и невозможно достичь. Поэтому мечта остается манящей фантазией, наполняющей жизнь смыслом существования, придающей ей направление, создающей устремленность ко всё более лучшему будущему. Те, кто не умеет мечтать, часто оказываются в состоянии ощущения пустоты, бесперспективности и неуправляемости своей жизни, подчиненности неизбежности и чужой воле. Поэтому сама практика мечтания раскрывает неразвитую способность человека смотреть в будущее как участника в его создании. Мечтание открывает возможность для удовлетворения потребности в принадлежности к Сообществу Человечества Созидающего, позволяет раскрыть свои творческие способности. И… метать можно научиться.
Желания воплощают настоящие потребности, актуализированные на данном этапе жизненного цикла человека[2]. Кроме того, желания сообщают о том, что предыдущее поле деятельности и существования освоено и перестало быть интересным. Начался поиск неизведанного, нового, где возможным станет дальнейшее развитие личности и ее способностей, а также реализация ранее созданного. Именно желания могут быть обоснованы и конкретизированы таким образом, чтобы воплотиться в достижимую цель. Однако для этого нужно будет не просто желать, а начать действовать, вступить на путь проб и ошибок, успехов и неудач. И здесь помощь коуча , в обозначении, во-первых желанного итога, а во-вторых, каждого шага как результата, который становится ступенькой для осуществления следующего, становится чрезвычайно значимой.
То, что питает желание человека, несмотря на опасения и страхи, называется надеждой. Она опирается на опыт прошлого (достижений и преодоления трудностей), на знание своих возможностей и ресурсов, на ценности, которые сейчас стали актуальны и поддерживают проявление потребностей, без удовлетворения которых невозможна дальнейшая жизнь. Надежда греет душу даже в самых трудных ситуациях, в моменты неожиданных поворотов судьбы и обстоятельств. Найти и прояснить свои надежды – значит раскрыть свою душу.
Итак, в цели воплощаются желания, порожденные мечтой и поддерживаемые надеждой. Поэтому мы неизбежно следуем целям. Чтобы не цель вела нас, а мы сами её планировали и достигали, она должна стать осознанной и быть описана в критериях, с которыми можно будет сверяться по мере продвижения к её достижению.
Практика коучинга в разных странах и социальных контекстах позволила выделить наиболее важные критерии, которые признаны и используются большинством коучей во всем мире.Три из них являются универсальными и обязательными для постановки любой цели.
Первый: цель должна быть сформулирована позитивно. Если цель рождается из желания избавиться от чего-либо или уменьшить, то позитивная формулировка ее находится через вопрос «Что хотите вместо этого?» Дело в том, что наш мозг воспринимает только утвердительную форму формулировки задачи (а цель - это именно задача). Невозможно только, например, избавиться от неумения писать быстро или от лени. Когда мы представляем будущее, всегда возникает необходимость заполнить освободившееся место чем-то иным. Не зря же говорят, «Природа не терпит пустоты». Очень важно обозначить, что новое появится взамен ушедшего или измененного старого.
Второй обязательный критерий любой цели – это ее контролируемость. Насколько желанный результат и процесс его достижения находятся в зоне контроля самого человека, который ставит эту цель перед собой? Реально в зоне нашего контроля находится только то, что принадлежит лично нам: наши чувства, тело, действия. Однако очень редко какая-либо цель может быть достигнута ценой усилий одного человека. Чаще приходится вовлекать других людей, технические средства, а иногда и целые системы (живые и неживые). Поэтому необходимо говорить о возможностях расширения зоны контроля, необходимой для достижения данной цели.
Третий критерий – это экологичность результата, который будет получен при достижении цели. Здесь речь идет о том, где и как он будет внедряться и кем применяться в дальнейшем. Кому он нужен? Есть ли кто-то (люди или созданные ими системы), для которых внедрение этого результата может принести не только пользу, а и вред? Кто будет протестовать, а кто поддерживать продвижение и приумножение результата? Насколько он полезен для окружающей среды и Земли в целом? Если отрицательные последствия преобладают над положительными, цель должна быть пересмотрена. Чтобы результаты от достижения цели внедрялись и приносили все больший желанный эффект, приближая к Мечте, они должны быть приняты гораздо большим числом живых систем (людей и их сообществ, природой), чем отвергающих или протестующих.
Результативные цели
Цели, предполагающие достижение количественного, измеримого результата, должны удовлетворять еще 5-ти критериям, собранным в оригинальную аббревиатуру SMART.
Specific = конкретная: говорит о том, что необходимо представлять очень четко, чего именно желанно достигнуть. Например, не просто жить богаче, а увеличить свой заработок или создать финансовую «подушку безопасности».
Measure = измеримая: требует, с одной стороны, точно назвать шкалу, по которой станем измерять достигаемый результат. А с другой, надо назвать конкретную цифру конечного результата. Например, заработок увеличить до 500 000 рублей в месяц, а «подушку безопасности» создать в размере 2 млн.руб.
Achievable = достижимая: свидетельствует о наличии уже имеющихся ресурсов, способностей, возможностей. Еще этот критерий обозначают как «реалистичность». Например, имеется что-то, на что можно опереться в продвижении к цели: свой опыт, знания, друзья, примеры успехов окружения, новые технологии и др. Например, использовать свободное время от основной работы для начала частной практики, чтобы заработок увеличить до 500 000 рублей в месяц, а «подушку безопасности» создать в размере 2 млн.руб.
Relevant = соответствующая, уместная: помечает место данной цели среди других, как этого человека, так и окружающих. Вопрос соответствия, согласованности цели – ключевой для того, чтобы процесс ее достижения вписывался в планы по всем сферам жизни , чтобы поддерживался другими системами. Например, использовать свободное время от основной работы для начала частной практики 3 раза в неделю в будни (согласовать дни с ближайшим окружением), чтобы заработок увеличить до 500 000 рублей в месяц, а «подушку безопасности» создать в размере 2 млн.руб.
Timing = time-bound = тайминг, отграниченная временем: обозначает рамки времени: конечный срок достижения желанного результата, даты промежуточных этапов, а также их длительность, периодичность, темп, регулярность. Например, использовать свободное время от основной работы для начала частной практики 3 раза в неделю в будни (согласовать дни с ближайшим окружением) по три часа, чтобы заработок увеличить до 500 000 рублей в месяц через 6 месяцев, а «подушку безопасности» создать в размере 2 млн.руб. через 1,5 года.
Процессуальные цели
Цели, который предполагают улучшение какого-либо процесса, качества, категории, то есть предполагающие достижение не конкретного количественного результата, а именно изменение по сравнению с уже имеющимся, встречаются гораздо чаще. И сложнее поддаются постановке, отслеживанию и контролю процесса достижения. При том, что таких целей в реальной жизни гораздо больше, чем количественно-результативных.
Самый известны и простой способ – это перевести цель качественную в количественную. Для этого можно использовать метод «Шкалирование». Например, желание «повысить свою профессиональную эффективность» - очень размыто и не может отслеживаться. Изменим ее так: «повысить свою профессиональную эффективность в 3 раза (с 3 до 9 по 10-ричной шкале) за 6 месяцев». Далее можно добавлять критерии формата результативной цели. При этом в процессе достижения придется каждый шаг вновь и вновь шкалировать.
Есть другой способ, предложенный Тимоти Голви (Timothy Gallwey), создателем метода повышения личной и профессиональной эффективности «Внутренняя Игра» [3] . Он выделил 5 видов процессуальных целей: качества (Qualities), понимание/знание (Understanding), компетентность/экспертность (Expertise), стратегии мышления (Strategic thinking), время (Time).
Но это еще не всё! В ходе практики работы с такими целями обнаружилось, что для каждой из них критериями оценки являются эти же 5 пунктов (QUEST).
В своей 16-летней работе коучем я всё чаще пользуюсь именно этой классификацией и методикой постановки и достижения процессуальных целей. Клиенты вовлекаются с интересом, потому что цель становится многогранной и глубокой, процесс её создания развивает авторскую позицию, создает ощущение овладения Миром и его безграничными возможностями.
Давайте построим несколько целей: из каждой категории и по критериям Т.Голви.
Пример 1. Желание в категории «Качества»: «Изменить/улучшить свои отношения с близким человеком».
Цель: «Вырастут доверие и доброжелательность (Q), сможем обсуждать сложные темы без ссор (U), сможем отслеживать и менять свои реакции и учитывать у партнеров (E), будем согласовывать, а не противопоставлять наши интересы, желания и цели (S), для чего первичные изменения будем создавать активно в течение 3 месяцев, а перестроим отношения за календарный год (Т)»
Пример 2. Желание в категории «Понимание»: «Разобраться с причинами конфликтов в семье»
Цель: «Избавиться от конфликтов и мирно общаться в семье (Q), научиться останавливать конфликты в зародыше (U), ввести в отношения практики переговоров (E), договариваться и объединять усилия вместо конкуренции (S), начать немедленно и изжить конфликты через 3 месяца (Т)»
Пример 3. Желание в категории «Экспертность»: «Начать работать не только с индивидуальными клиентами, а и с супругами»
Цель: «Расширить спектр клиентов и запросов до супружеских (Q), обучиться техникам работы с парой клиентов (U), стать консультантом супружеских пар (E), использовать стратегии системной семейной терапии (S), начать принимать супругов через год (Т)»
Пример 4. Желание в категории «Стратегии мышления»: «Учесть интересы всех участников нового проекта, чтобы он наверняка был доведен до результата»
Цель: «Выяснить и прописать цели каждого участника (Q), узнать видение каждым процесса их достижения (U), использовать системное мышление (E) для согласования целей всех (S), составить расписание этапов проекта и встреч участников с учетом итоговой даты завершения проекта (Т)»
Пример 5. Желание в категории «Время»: «Ничего не успеваю: опаздываю, не доделываю в срок. Хочу успевать»
Цель: «Повысить свою ответственность и обязательность(Q), развить чувство времени (U), делать всё до конца и в срок (E), освоить планирование (S), каждое утро записывать планы и вечером сверять с достигнутым (Т)»
[1] Манухина Н.М. Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель.-М., Ridero, 2016; КЛАСС, 2019
[2] Манухина Н.М. Родители и взрослые дети. Парадоксы отношений.- М., КЛАСС, 2011, 2021
[3] Голви Т. Работа как внутренняя играю - М., МИФ, 2018