Найти тему
EdNation

Пишем эпизод ситкома: финал

Мы на финишной прямой. Сегодня наш эпизод ситкома будет закончен.

В третьей части эпизода персонаж предпринимает последнюю попытку решить свою проблему, но, так как он все еще комедийный герой, финальный рывок обычно приводит к краху. Благо, проблемы в ситкомах достаточно мелкие и в большинстве своем разрешаются сами собой. Зато герой, наконец, понимает, в чем причина его злоключений и делает какой-то вывод. Но только для того, чтобы вернуться к нормальной жизни и сразу же его забыть. Ведь в классических ситкомах персонажи никогда не меняются.

Правило «персонажи ситкомов не меняются» появилось еще на заре этого вида шоу. Считалось, что зритель должен всегда возвращаться к знакомым персонажам. А если они начнут меняться, то, спустя десяток-другой серий, это будут уже другие герои.

К сегодняшнему дню это правило слегка трансформировалось. Теперь персонажи ситкомов не меняются кардинально. Но в каких-то мелочах или внешних проявлениях вполне могут быть изменения.

Вот оставшиеся пять шагов, которые занимают последние 5-10 страниц сценария:

  1. Финальное противостояние.
  2. Персонаж проигрывает.
  3. Персонаж делает правильный выбор.
  4. Узнает что-то новое.
  5. Возвращается к нормальной жизни.

Рассмотрим их опять же на примере уже известной нам серии про свитер из «Теории большого взрыва».

В конце этой сюжетной линии Леонард, намучавшись в колючем свитере, прибегает к Шелдону и говорит, что хозяин проката умер, близких у него в Пасадене нет, а значит диск просто некому возвращать. На что Шелдон спокойно возражает, что у покойного могли остаться дальние родственники по месту жительства родителей в Армении или Ливане. Тело Леонарда к этому моменту уже покрылось красными зудящими волдырями. Он на грани. И поэтому его шокирует спокойствие Шелдона. Ведь все должно быть наоборот: Купер бесится, а Леонард его успокаивает. Так почему же он в порядке? Это и есть финальная попытка Леонарда выйти победителем в этом споре. Но выиграть он не может: Шелдон признается, что знал про диск, давно выкупил его и ждал подходящего момента, чтобы преподать Леонарду урок.

И в этот момент Леонард переходит на четырнадцатый и пятнадцатый шаги. Он понимает, что зря вообще ввязался в этот глупый спор, и делает самый правильный выбор – просто снимает мерзкий свитер.

В полнометражном фильме он после подобной подставы зарекся бы пытаться что-то доказать Шелдону, тем самым изменившись и научившись чему-то новому. Но так как это ситком, мир пришел в равновесие лишь на короткое время. В следующей серии, забыв все уроки, Леонарда опять ждут новые конфликты с Шелдоном из-за термостата, не той еды на ужин и правил соседского соглашения.

Как и любая драматическая система, эта тоже лишь на первый взгляд выглядит слишком строгой и недающей развернуться. Но на самом деле по ней уже написаны десятки тысяч самых разных эпизодов и еще столько же еще будет написано в будущем.

И даже если вы решите, что схема устарела, и будете ориентироваться только на самые новые и экспериментальные ситкомы, помните: чтобы правильно нарушить правило, его нужно знать. Так что изучение этого подхода на сто процентов пригодится любому сценаристу.