Малыш хоть и покинул колыбель, но еще не встал прочно на ноги. Сейчас происходит переходный период и приспособления. Выражается это в темпах роста детей, наследственности и среде нахождения. Маленькие детки могут легко догнать в весе и росте сверстников, что уже сложно выделить тех, кто родился маловесным или недоношенным.
Размеры длины, массы у девочек будут меньше, чем у мальчиков до периода полового созревания.
Детки от года до полутора пытаются лазить везде, на стулья, на столы, на подоконник, в ванну, раковину и другие недоступные места. Малышу всё надо потрогать, взять и рассмотреть. Это нормально! Такой процесс познания мира всегда вызывает большую тревогу у родителей. Они останавливают ребёнка словами: «не трогай, не бери, не лезь» и.т.д. Надо поощрять эти действия малыша. Конечно же, в целях безопасности, следует убрать подальше ценные мелкие предметы, колющие, режущие инструменты, посуду, лекарства, украшения, предметы бытовой химии.
Детки двигаются с игрушками, тащат их, волочат, например, мяч они уже не только бросают, но и пытаются его поймать и «отфутболить». Подвижные игры сменяются на более тихие игры, например, надевание колёсиков-колечек на пирамидку, складывание карандашей, разбор игрушек на более мелкие части, перелистывание книжек-картинок. На фото он может уже узнавать близких родных, рассматривание альбомов, конечно, под присмотром взрослых. Нужно, чтобы малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками. Периодически их надо менять, склад игрушек убирать.
Ребёнка надо приучать, чтобы он оставался один в комнате. Это легче делать, когда он увлечён игрой. Если Вы постоянно будете с ним, воспитаете боязнь оставаться одному. Постепенно периоды, когда ребенок остаётся один, удлиняются, он хорошо это переносит, без страха и волнения.
Малыш хорошо знает, что нужно делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, сможет снять сам шапочку и носочки. Почти с начала 2 года следует приучить ребенка к носовому платку или салфетке, а в 3 года, уже в яслях, он станет им пользоваться. Увеличивается заметно понимание речи взрослых. Ребенок говорит мало, но с удовольствием может заменить слова жестами, мимикой, особыми звуками, которые понятны только близкому кругу людей. Запас слова увеличивается, но не становится еще складывающим даже в примитивные фразы. Появляются первые коренные зубы, учится пережёвывать пищу, но это не значит, что надо расширять рацион малыша.
Характер человека формируется в первые годы жизни. В это время закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, общительность и трудолюбие, щедрость (если приучить делиться, не будет жадным). Ценить человеческий труд, заключенный в вещах, малыш научится вместе с бережным отношением к игрушкам. Чтобы воспитать положительные качества, нужна постоянная и настойчивая забота, повторение воспитательных ситуаций и контроля. Отрицательные черты появляются, когда не воспитываются хорошие. Нехватка воспитания «рождает» жадность, эгоизм, равнодушие и плаксивость. Самый лучший метод воспитания – поступки и поведение родителей.
Родителям надо поступать не так, как хочется, а как надо. Например, после пробуждения и краткого утреннего туалета ребёнка нужно одеть в спортивную форму. Комнату проветрить, а в тёплую погоду оставить открытым.
Зарядка начинается с ходьбы. На первых порах малыша можно поддерживать за руку или, отойдя на 2 шага, манить к себе, повторяя несколько раз, увеличивая с каждым днём пройденный путь.
Далее преодоление препятствий, например, через пустой ящик письменного стола (10-12см) положить подальше игрушку, нужно помочь перелезть через бортики ящика, взять игрушку и вернуться с ней обратно. Упражнение «С обручем» - взрослый и ребёнок, стоя напротив, держась за обруч, кольцо или палочку, при чёткой команде «сядем» - «встанем» приседаете и встаёте вместе с ребёнком.
Подползание под препятствие, например, под скамейку или столик. Нужно подойти к препятствию, присесть, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять её, выпрямиться и отнести взрослому. Это очень трудное задание, должно награждаться похвалой.
Перешагивание препятствия. Сначала это не очень высокие, кубики брусочки, мячик, а через несколько недель их высота увеличится в два раза, коробка или ящик. Ребенок должен сам преодолеть эти препятствия.
Кидания мяча перед собой. Взрослый ловит и возвращает мячик малышу. Зарядка завершается ходьбой.
Всё происходит в игровых формах, «скажем у-у-у», «надуем шарик» и.т.д.
Ходьба по доске. Доску положить ровно, и ребёнок с посторонней помощью проходит по ней приставным, а потом обычным шагом. Далее упражнение усложняется: дальний конец доски приподнимается над поверхностью пола на 5-10-15см. Проделывать перешагивание через бортики ящика.
Раскачка мяча. Среднего размера мяч помещается в авоську и поддерживается над головой ребёнка, который должен раскачать мяч, отталкивая ладонью одной, потом другой руки. Надо, чтоб сила удара нарастала. Дальше сидя, малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем кладёт её к ногам. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достаёт и снова кладет к ногам. Количество повторений увеличивается с возрастом, увеличивается с 2 до 6. Завершается всё ходьбой и водными процедурами – тёплым душем или обтиранием тела мякенькой тряпочкой, губочкой. Такое начало дня – залог бодрого настроения и хорошего аппетита.
Режим дня в возрасте от 1 до 1,5 лет:
7.00-8.00ч.- подъем, туалет, утренняя гимнастика;
8.00-8.30ч.– завтрак;
8.30-10.00ч.– утреннее бодрствование;
10.00-12.00ч.– первый дневной сон;
12.00 -12.30ч.– обед;
12.30-15.00ч.– дневное бодрствование, прогулка;
15.00-16.30ч. – второй дневной сон;
16.30 -17.00ч.– полдник;
17.00 -19.30ч.– вечернее бодрствование, вторая прогулка, купание через день-два;
19.30-20.00ч.- ужин;
20.00 -7.00ч– ночной сон.
Ближе к 2 годам жизни большинство детей определяется в детский сад. Это событие, характеризующееся изменением окружающей среды и образа жизни ребёнка, является очень большой нагрузкой для детского организма. Ребёнок адаптируется сложно и часто болеет. Плач – это проявление стресса, а если не плачет, то сдерживает себя, но ему все равно хочется поскорее уйти к маме и папе. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется начинать подготовку заблаговременно. За несколько месяцев до поступления в детский сад следует постепенно приближать к условиям яслей. Нужно отучить от соски-пустышки, кормление из бутылочки, укачивание перед сном. Найти возможность более широкого общения с детьми соответствующего возраста и незнакомыми взрослыми.
До оформления детей в детский сад им должны быть завершены все положенные по возрасту прививки. Если Вы отказались от прививочных мероприятий, период адаптации к яслям совпадёт со сроком выработки послепрививочного иммунитета, который также проходит с огромным напряжением сил детского организма. Нельзя определять в дошкольное учреждение сразу после болезни, подождите, пускай организм окрепнет. Дети, которые приучены к участию в процессе одевания, раздевания, умеющие садиться на горшок, самостоятельно пользоваться ложкой, чувствуют себя в саду спокойнее и увереннее. Психологически тоже надо настраивать детей, что ясли это интересно и весело, там много ребяток, никто не обидит. Начинать надо ходить в садик постепенно от нескольких часов и потом забирать стараться после полдника, ребёнок слишком мал, чтобы оставаться на полный рабочий день, он сильно устаёт. Стресс влияет на нервную систему, чтобы не увеличивать ее дома, нужно стараться всегда поддерживать спокойную благожелательную обстановку, ограничить новые впечатления, не наказывать за провинности. Чтобы скрасить пребывание в новых условиях, можно дать с собой в садик любимые игрушки.
Во время отпуска родителей, больничных и прочего, стараться придерживать ребёнка на прежнем режиме дня (питание, сон, прогулки, игры), иначе будут неприятные осложнения. Приводить ребёнка нужно вовремя в сад, потому что ему сложно будет включиться в организованную жизнь группы. Забирать из садика стараться в срок. Опоздания родителей вечером, когда все уже разобраны, а Ваш ребёнок нет, переносится болезненно. В шкафчике, в садике, у ребёнка должна быть подписанная чистая сменная одежда, которую необходимо регулярно пополнять по мере использования. В кармане куртки и одежды должен быть носовой платок. С каждым месяцем движений становится больше, а если вот недостаток мышечной активности, то происходит замедление психического развития. Чрезмерная активность тоже нежелательна. Сдерживать не тычками, и одергиванием, а переключением внимания на что-то занимательное. Сон полезен в проветриваемой комнате и полной тишине. Поверхностный сон не обеспечивает необходимый организму отдых.
Необходимо приучить ребенка мыть руки не только перед едой, но по мере их загрязнения. Водные процедуры можно проводить два раза в неделю, а если ежедневно, то это только пойдёт ему на пользу. При кожных высыпаниях в любых проявлениях, экзематозного типа, срочно остановить все водные процедуры.
Одежда должна быть удобная легкая и приятная к телу. Стирать лучше детские вещи хозяйственным мыло, которое точно не вызовет аллергических реакций. Не стоит ребёнка сильно кутать, одевать как колобка, он перегревается, потеет и простывает, не может нормально двигаться.
Одевая ребёнка на прогулку, учитывайте не только температуру воздуха, но и силу ветра. Шарфы и платки, туго намотанные на шею, не только согревают, но превращаются в согревающий компресс, вызывая разогревание тканей и слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Можно простудиться, вдыхая очень холодный воздух или не очень холодный при условии перегрева шеи.
Обувь ребёнка, который начал ходить должна помогать ему. Носить нужно твёрдую обувь: туфельки с крепкими задниками и небольшими каблучками или ботиночки. Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, во избежание деформации стопы. Определить размер обуви у малыша легко. Достаточно измерить сантиметром длину подошвы ребенка. Расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель должно составлять 0,5 -1см. это позволяет ребёнку свободно двигать пальцами. Примерка обуви на обе ноги и при этом надо стоять, чтобы на стопу падала нагрузка от всей массы тела. Нужно всегда следить, чтобы обувь не сдавливала стопу малыша. Большая обувь, купленная на вырост, также вредна, как и тесная. При правильном подборе считается нормально менять обувь ребёнку через полгода или 8 месяцев. Валенки желательно одевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как они не отвечают многим требованиям, так же и про резиновые сапожки, которые следует использовать только в дождливую погоду. Если ребёнок скользит и падает в новой обуви, нужно потереть напильником или наждачной бумагой.
Стопа новорожденного кажется всегда плоской, потому, что свод заполнен жировой подушечкой, она исчезает, когда ребёнок начинает ползать или ходить. Если палец взрослого легко проникает до середины стопы с внутренней стороны, то проблем нет, а если затруднено, то необходимо обратиться к врачу-ортопеду. Плотная обувь укрепляет стопы, различные упражнения и массаж оказывают эффектное действие.
Кормление, режим питания после одного года. Каждое кормление приобретает «взрослый режим», соответствует по форме и содержанию завтраку, обеду, полднику, ужину. Увеличивается объем в обед и уменьшается в полдник. Белки молока легко усваиваются и перевариваются. Поэтому молоко и молочные продукты должны быть основной пищей ребёнка. Сыр, как и творог, даётся в тёртом виде к макаронным изделиям или бутербродам со сливочным маслом. Мясное на ночь не рекомендуется, потому что они перевариваются дольше, возбуждая нервную систему, нарушая сон.
Из рыбы легко усваивается треска. Можно давать крутосваренный яичный желток. Полностью яйцо можно давать в конце 2 го года жизни не чаще трех раз в неделю и тоже крутосваренным.
Настоящий мёд поднимает силы, помогает бороться с микроорганизмами, улучшает функцию нервной системы. Употребляется в чистом виде и разведенным, сваренным. Детям раннего возраста, страдающим аллергическими проявлениями применять с осторожностью.
Сложные углеводы типа крахмала обладают огромным запасом энергии. Если в рационе ребёнка содержатся блюда, богатые крахмалом, желательно. Чтобы они сочетались с протёртыми овощами и фруктами.
К полутора годам ребёнок в состоянии уже не только откусывать, но и жевать обычный хлеб. На втором году жизни ребёнок должен иметь свою посуду, которая вмещает столько пищи, сколько требуется и малышу. Через детскую посуду воспитывается аккуратность во время еды, не баловаться за столом, не крошить хлеб, не размазывать кашу по всей тарелке и не отвлекаться от еды.
Примерное недельное меню детей в возрасте одного-полутора лет для домашнего вскармливания:
Желаем Вам удачи и терпения, дорогие родители!
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал!
Читайте другие публикации канала: