Двенадцатый месяц жизни – самый трудный, самый ответственный. Прибавка массы тела становится меньше, это также и относится к длине тела. В год размер грудной клетки становится на 2 см больше, чем окружность головы. Отклонения от этого свидетельствуют о нарушении пропорции развития вследствие заболевания рахитом, различного рода эндокринопатиями. Окружность груди, разделенная пополам – это размер одежды, а окружность головы – это размер головного убора.
К году ребёнок начинает ходить самостоятельно, хорошо взбирается на возвышенность, ступеньки либо на стульчик. Если малыш еще не пошёл, в год, это еще не говорит о его нарушениях. Это связано с неприятными воспоминаниями о падениях, ушибах. Малыш уже в состоянии нести двумя руками предметы, например, куклу, мишку, и другое.
Любимое занятие - выкладывать и заполнять ящики, передвигать предметы, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой всё, что только возможно, раскрашивать книги, рисунки, стены. Он не понимает о вредности своих действий. Радуется и пытается повторять. Родители не должны ругать, кричать и наказывать за это малыша. Созидательная стадия наступит позже, а сейчас идёт процесс познания. И чтобы, годовалый, не портил вещи, необходимо следить за его действиями. Он охотно бросает мяч и ожидает его возвращения, пытаясь ловить. Ему нравятся игры в коллективе, доставляет удовольствие участие в делах взрослых. Во время одевания и раздевания он протягивает ручки, ножки, вытягивает шею при умывании, очистке носа. Во время еды за столом он меньше балуется столовыми приборами и использует их по назначению. Самостоятельно пьёт из чашки. Если не пьёт из нее, то буквально скоро начнёт, дайте время, конечно, тренируйте пить по чуть-чуть из кружечки.
Малыша нельзя оставлять ни на минуту без присмотра. Произойти может всё, что угодно: может схватиться за горячую кастрюлю, острый нож, потянуть на себя скатерть или клеенку вместе с посудой и.т.д.
Речь в год пополняется новыми словами, их уже около десятка. Слова сопровождаются характерными жестами. Он уже не только улавливает интонацию речи взрослого, но и понимает значение большинства слов. Легко обучаем, запоминает названия предметов, разученные действия, имена близких взрослых и детей. Любит наблюдать через окно за движением транспорта, людей. Обожает животных, тянется к ним, не осознавая опасности.
К концу первого года жизни, родители нужны как никогда, его интересует совместная деятельность, где взрослый играет ключевую роль. В это время у ребёнка закладывается восприятие музыки, ее мелодий и ритмов. Музыкальные 5-минутки, которые желательно проводить ежедневно, формируют стремлениям слушать одни и отвращение к другим. Негромкая, мелодичная музыка успокаивающе действует на нервную систему.
Ребёнка лучше не запугивать «серым волком, который его съест», «стариком, который его унесёт», «тётей, которая в белом халате поставит укол, если…» и.т. д, потому что это может обернуться ночными кошмарами, боязнью пространства, безлюдия, новой обстановки.
Малыш должен усвоить с первых шагов своей жизни, что не все желания исполнимы, тем более немедленно. Нельзя разрешать сегодня ребёнку то, что запрещалось вчера. Никогда, даже в шутку, не разрешайте ребёнку хлопать родителей по лицу, голове, дергать за волосы и.т.п. Чем раньше вы очертите круг понятий и действий, определяемых словом «нельзя», тем легче прививаются и дольше действуют воспитательные мероприятия.
Некоторые дети, пытаясь любой ценой достичь желаемого, падают на пол и истерят. Лучше таких действий не замечать, уйти в другую комнату. Такое поведение рассчитано на зрителей, а когда их нет, он быстро успокаивается. Если этого не произошло и ребёнок продолжает кричать, можно с безразличным видом, не глядя на малыша, вернуться в комнату и заняться его любимым делом, например, рассматривать картинки, рисовать, складывать из кубиков домик и.т.д.). В таких обстоятельствах ему сложно выдержать. Обычно он встает и подходит к взрослому. Необходимо подключить к игре и в разговоре больше не возвращаться к происшедшему инциденту.
К году ребёнок днём может оставаться сухим, если уделять должное внимание этому вопросу. Перед приближением позыва на мочеиспускание малыш становится беспокойным, произносит какие-то звуки. К поведению следует внимательно присматриваться, чтобы успеть, вовремя высадить его на горшок.
По-прежнему уделяется внимание физическому воспитанию, несмотря на большую подвижность ребёнка. Гимнастические упражнения выполняют регулирующую и координирующую функции в развитии движений. Появляется новое упражнение «Мост». Ребёнок лежит на спине. Ему медленно сгибают ноги до прямого угла и упирают ступни в стол. Затем подводят свою правую ладонь под его спину и легкими вибрирующими движениями прогибают ее вперед. При этом малыш приподнимает туловище, слегка опираясь на голову и стопы. Цель упражнения – укрепление мышц шеи, затылка, туловища и ног. Упражнение прогибания туловища из положения, лёжа на животе, стимулирует тонус другой группы мышц туловища и конечностей. Сначала 1-2 раза, к концу месяца -3-4 раза делать одно упражнение. Комплекс упражнений надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку. Душ будет являться прекрасным завершением гимнастических упражнений.
Про режим питания, можно прочитать в моей статье - Ребёнок в 11 месяцев. В меню, конечно, необходимо включать: мясо, рыбу, овощи, фрукты, молочные продукты, хлеб, но не в любом виде. У ребёнка слабый желудок, поэтому требуется особая кулинарная обработка пищи и строго выдержанное меню. Всё дается в варёном и размельченном виде. Для разнообразия можно включить рыбный бульон с фрикадельками, паровые мясные котлеты, печеночный паштет. Детям этого возраста нельзя давать жареное, консервы для взрослых, сосиски, колбасу, острое, натуральное кофе и какао. Запрещенное может вызвать расстройство пищеварения.
Детям до года и даже до 2лет сладости не нужны. Конфеты и шоколад у детей раннего возраста часто прилипают к нёбу и вызывают рвоту. Шоколад им вреден. Кормление 5 разовое.
Роль отца существенно меняется. Ему необходимо начинать активно приобщаться к воспитанию своего дитя. Дружеские отношения отца с малышом с самого раннего возраста способствуют в дальнейшем их духовной близости, так необходимой в воспитании.
Посещение детской поликлиники является этапом диспансеризации, при которой проводится комплексная оценка здоровья ребёнка.
Первый год завершается праздником в жизни ребёнка. Это праздник больше для родителей, потому что малыш ещё не сознает его прелести. Для родителей праздник тем ярче, чем лучше здоровье ребёнка.
Желаем Вам удачи и терпения, дорогие родители!
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал!
Читайте другие публикации канала: