Польша и Литва на границах Калининградской области ведут себя как панки в вильнюсском гетто Ужупис или индустриальных закоулках Лодзи.
Текст Александра Берзина
С середины лета грузовики с госномерами России и Белоруссии не могут пересечь границы Европейского союза. Новшество принесло сверхдоходы компаниям логистики из ближнего зарубежья. На фургонах меняют номера на литовские и польские, что сразу делает перевозки дороже на треть.
Перед всеми КПП в Восточной Европе теперь стоят многокилометровые колонны. Литовские и польские службы докапываются к любой мелочи и часто разворачивают машины.
Такую картину я увидел на литовском КПП «Шальчининкай» уже в конце лета. Со стороны Литвы машины проходили быстрее, а в сторону литовцев мы даже на легковушке стояли всю ночь.
Грузовики стоят по пять-семь дней. Дальнобойщики ждут фур с еврономерами для перецепа, пьют зубровку и зло ругают новых европейцев вместе с Украиной.
«Стою пять дней, а впереди ещё тысяча фур. Ещё двое-трое суток минимум», – сказал маленький мужичок в тюбетейке, ночующий в кабине своего грузовика с номерами Казахстана. Его ещё не перецепили, он терпит потери вместе с фирмой. Если фура с рефрижератором, её двигатель все эти дни не выключают, множа убытки.
Похожая картинка на абсолютно всех КПП вокруг Калининградской области. Поляки и литовцы понимают, что в 24-тонных прицепах в особый регион едут грузы, необходимые миллионному населению. И в том числе 40-тысячному воинскому контингенту, что особенно невыносимо для Варшавы и Вильнюса.
Оборонное значение Калининграда давно стало причиной страданий НАТО. В регионе размещены ракеты «Искандер-М» с 20-минутным сроком подлёта к Варшаве и ещё меньшим – к Вильнюсу. На случай военного нападения западного альянса в зону поражения Балтфлота включены 20 АЭС и 139 химических предприятий Центральной и Восточной Европы. Возможно, в визирах теперь появились объекты Швеции и Финляндии.
Прямая военная агрессия против Калининграда со стороны НАТО невозможна тактически. Эксклав площадью 15 тысяч квадратных километров слишком надёжно защищён. А руины в центре Варшавы в случае ответных действий пугают даже самых упёртых наци.
Остаётся логистическая блокада. Её пробовали начать литовцы ещё в июле, но Еврокомиссия запретила. Саботаж на КПП остаётся пока единственной возможностью вредить Калининграду.
Чайки войны гадят нам как могут, иногда даже не облекая это в формальную видимость соблюдения европейских законов. На погранпереходах в «цивилизованную Европу» от водителей требовали подписать некие пакты осуждения России и отказывали во въезде в противном случае. Перевозчики возмутились, и практики такой вроде больше нет.
Эта тактика очень в духе Польши и Литвы. Не можешь напасть – хотя бы укуси за лодыжку.
Руководство Калининградской области готово даже к полной осаде автомобильных и железнодорожных путей сообщения. Об этом ещё в 2019 году мне говорила министр инфраструктуры региона Марина Дятлова.
Калининградский эксклав прошёл ряд тестов на случай, если Польша и Литва решатся на полную блокаду. Морские поставки тогда пойдут из порта Усть-Луги.
Область производит собственное продовольствие – это не только шпроты, но зерновые, мясо и молоко. Шоколад, чай, гигиенические прокладки и туалетная бумага запасены в достаточном объёме.
Энергетическая независимость региона обеспечена собственными угольными ТЭС (их строили после ратификации Минских соглашений) и терминалом СПГ в посёлке Куликово. Поставки обеспечивает Газпром. Транзит голубого топлива через Литву по газопроводу «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград» сейчас идёт в стандартном объёме. Однако при необходимости Калининград будет обеспечен газом без литовской трубы.
На уровне подсознания каждый польский жандарм и литовский таможенник помнит о Сувалкском коридоре. Сотня километров, максимум полтора часа марш-броска между Белоруссией и крайним западом России. Чисто гипотетический вариант. Потеря контроля над этой локацией полностью отрежет регион Прибалтики от Польши и других стран НАТО. Литве, Латвии и Эстонии аналитики Пентагона дают 60 часов до капитуляции.
Красные линии вокруг Калининграда хорошо понимают польский шляхтич Моравецкий, ксенофоб Ландсбергис и злющая эстонка Каллас. Перспективы ядерного апокалипсиса наводят жуть даже на самых агрессивных обитателей этого птичьего вольера.
Воинственной польско-литовской унии только и остаётся, что совать палки в колёса наших грузовиков на границе.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.