Надо заметить, что борьба с религией была одной из главных тем в "Крокодиле" 1920-х. В каждом номере - 5-6 карикатур на попов, не меньше. Я не утрирую - чуть не через страницу батюшки.
Но при этом религию клеймили либо как таковую, все веры чохом, либо только православие. Всем остальным традиционным верованиям народов России индивидуального внимания практически не уделялось. Ни одного муллы я, например, так в "Крокодиле" 22-23 годов не увидел.
А вот в номере 23 за 23-й же год меня ждала редкая находка - иудейский раввин.
Карикатура Дмитрия Моора "Блажен, кто верует", предварялась цитатой "Еврейский раввин Баришанский видел сон о том, что морозы сокрушат на Пасху всех грешников". (Из гомельских газет).
Внизу - подпись: "Раввин: Вот чудеса! Оказывается, все праведники!".
Попытки найти что-нибудь про гомельского раввина Баришанского увенчались только заметкой "Еврейская жизнь" из белоэмигрантской газеты «Время» (Берлин) за 8 октября того же 1923 года. Она большая, процитирую только начало:
Как сообщает «Ди Цайт» [Вильно?], в советской России опять разгорелась борьба с еврейской религией вообще и с раввинами в частности. Аресты раввинов производятся по всякого рода причинам. Газета указывает, что раввин Боришанский сидит уже 7 месяцев в московской тюрьме за выступление на беспартийном рабочем съезде против антирелигиозной кампании. Петроградский раввин Айзенштадт был арестован за несоблюдение правительственного декрета об отделении церкви от государства. Гомельский раввин Шнеерсон сидит в тюрьме за то, что взял на себя роль судьи в споре между двумя евреями и т.д. и т.д.
Чтобы придать кампании против раввинов характер сплоченности, известная еврейская коммунистка Эстер Фрумкина выпустила книгу под заглавием «Долой раввинов»...
Но это, наверное, и все, что я могу сказать по этому поводу. Может, комментаторы что добавят.
Не силен я в иудаизме.
_________________________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!