Найти тему
Молитва и Размышление

СМЕХ - ОДНО ИЗ ВЫРАЖЕНИЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ (ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ)

По мнению Даниила Андреева, Соловьёв — это «единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки».

Летом 1875 года Владимир Соловьёв уезжает в Англию для работы в Британском музее. Но там с ним происходит загадочная и мистическая история, коренным образом изменившая всю его жизнь. Ему слышится голос той, кому он посвятил всю свою жизнь - Софии - Премудрости Божией. Голос этот зовёт его в Египет, где София должна ему явиться. Об этом он рассказывает в поэме "Три свидания".

Смех, по Соловьеву, роднит человека с богами, ведь «богам и людям сродно смеяться бедам, раз они прошли».

Соловьев говорит, что смех - это одно из непосредственных выражений божественной сущности. Именно «веселие» есть атрибут соловьевской Премудрости - Софии. Ветхозаветный аналог Софии есть Хохма (мудрость на иврите звучит как хохма').

В этой связи «веселие Софии» обретает и новый смысловой оттенок в русском языке. Хо'хма, способность хохмить, предполагает переход на новый уровень по отношению к ситуации. Поэтому в человеческой способности смеяться можно выделить следующие составляющие. Смех как искреннее, непосредственное эмоциональное выражение радости (например, от факта переживания присутствия Бога), другое проявление смеха - экстатическое переживание полноты бытия.

Смех - это форма выражения состояния свободы от внешней необходимости мира явлений, мира природного - именно способность смеяться позволяет человеку занять позицию "критическую или отрицающую по отношению к данной реальности". Смех как "вызов этой ничтожной реальности", получает продолжение в искусстве.

Критическое отношение к реальности претворяется в смех великих юмористов, сатирических и комических поэтов. Муза комедии, например, призвана "...злую жизнь насмешкою незлою Хотя на миг один угомонить", а существенным условием настоящего юмора является наличие в качестве идеала реальности трансцендентной.

Этот момент используется самим Соловьевым как художественный прием. Несоответствие реальной ситуации идеалу задает иронический тон его поэмы «Три свидания», хотя речь в ней идет о самом значительном переживании в жизни автора.

"тогда я [Премудрость] была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!" (Прит.8:30-32).

-2