Найти тему
EVACLINIC IVF

Сериал «Контейнер»: почему такого не может быть в жизни. Разбираемся с юристами и репродуктологами EVACLINIC IVF.

Оглавление

На экранах стартует второй сезон нашумевшего сериала о суррогатном материнстве «Контейнер». Он поднимает серьезные темы, заставляет о многом задуматься и не оставляет равнодушных. С одной стороны, тема суррогатного материнства в обществе табуирована и поэтому хорошо, когда о ней говорят с экранов. Но с другой – создатели сериала уж слишком оторвали его от реальной жизни и тем самым выставили суррогатных матерей не в самом лестном свете.

Мы попросили прокомментировать некоторые моменты сериала юристов и репродуктологов EVACLINIC IVF. Вот что из этого вышло.

В сериале

Одна из главных героинь – жена крупного чиновника Марина – воспользовалась услугами сурмамы, чтобы не портить фигуру: «Чего мне портить фигуру, если ребенка может выносить другая?»

В жизни

Согласно закону Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» 07.01.2012 № 341-З воспользоваться услугами сурмамы могут только пары или одинокие женщины с четкими медицинскими показаниями. При этом полный список медицинских показаний суррогатному материнству указан в Приложении 1 к постановлению Минздрава Республики Беларусь от 24.12.2019 № 124.

В сериале

Главная героиня Александра, которая и является тем самым «контейнером», не замужем и лишена родительских прав на свою дочь. Она родила ее очень рано, поэтому мать удочерила девочку, и они росли как сестры.

В жизни

Опять же в законе о ВРТ прописаны строгие требования к кандидаткам на роль суррогатной матери. Вот только некоторые из них:

- официальное замужество (и соответственно, согласие мужа)

- наличие ребенка.

При этом женщина не должна быть лишенной родительских прав или ограниченной в них (Статья 22 закона РБ о ВРТ).

В сериале

Генетические родители внезапно нарушают договор, который предусматривает полную конфиденциальность, и предлагают Саше пожить до родов в их доме, чтобы иметь возможность полностью контролировать ее действия.

В жизни

По закону Республики Беларусь генродители и сурмама знакомы и знают друг о друге. То есть никакой секретности тут нет. Что касается конкретных обязанностей и требований к сурмаме, то все они заранее оговариваются и прописываются в договоре, который заключается между генродителями и сурмамой и заверяется нотариально. За нарушение договора обеими стонами предусмотрена ответственность.

-2

В сериале

Между биологической матерью ребенка и ее подругой, которая тоже прибегала к такой услуге, проходит беседа о том, что при желании сурмама может не отдать ребенка после родов. Потому как по закону она является его матерью.

В жизни

В этом плане закон Беларуси выгодно отличается от закона соседней России. В статье 23 закона РБ о ВРТ четко прописано, что суррогатная мама обязана после родов передать ребенка биологической маме, с которой у нее заключен договор. Других вариантов просто не может быть.

Более того, согласно ст. 52 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь от 09.07.1999 №278-З, матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается женщина, заключившая с суррогатной матерью договор суррогатного материнства. А в медицинскую справку о рождении ребенка вписываются данные генетической матери, заключившей договор суррогатного материнства (ч. 2 подп. 13.2 п. 13 Инструкции, утв. Постановлением Минздрава от 16.12.2010 № 168).

В сериале

Когда генродители узнают о «темном» прошлом своей суррогатной мамы, у них возникает немало вопросов. Тогда Саша сама говорит им, что примет и поймет их желание отказаться от ребенка.

В жизни

Помимо обязанности сурмамы передать ребенка после родов генродителям, в законе закреплена также и обязанность генродителей принять рожденного ребенка. Без вариантов.

В сериале

Мать и бывший муж Александры резко осуждают ее поступок, сравнивают его с проституцией и торговлей телом.

В жизни

Отношение общества к суррогатному материнству по-прежнему неоднозначное. Отчасти из-за морально-этических соображений, а отчасти – из-за правовой неграмотности. Многие люди просто не знают законов, тем более о порядке строгого отбора и тщательном обследовании, которое проходят сурмамы, не знают, что такие программы организованы по четко определенным правилам. Суррогатное материнство – это один из способов преодоления бесплодия, когда нет другого шанса стать родителями, иметь родного ребенка. И кто имеет право осуждать за это супругов?..

В сериале

На приеме у гинеколога после осмотра и УЗИ, врач говорит Александре, что следующий визит через три недели. При этом срок беременности у героини уже 8 месяцев. В завершении приема врач передает сурмаме конверт с деньгами.

В жизни

На поздних сроках суррогатные мамы посещают врача чаще, раз в одну-две недели, если в этом есть необходимость. При этом на приеме могут присутствовать генетические родители или же врач предоставляет им всю информацию о течении беременности, результатах медицинского осмотра, о состоянии здоровья ребенка.

Что касается денег, то эти вопросы решаются только между суррогатной мамой и генетическими родителями, врачи не принимают в этом никакого участия. Платежи, их размер и периодичность выплат закрепляются в договоре.

В сериале

Суррогатное материнство в сериале подается как «развлечение для богатых». Транслируется, что такая услуга доступна только очень обеспеченным семьям, которые просто могут себе позволить не рожать.

В жизни

На самом деле в программу вступают очень разные пары. Бывают очень обеспеченные, а бывают и те, которые берут кредиты или продают имущество, чтобы исполнить свою главную и очень большую мечту. Опять же сама суть сурматеринства в медицине том, что это единственный шанс преодолеть бесплодие, метод лечения, если хотите. В сериале же этот смысл в какой-то мере теряется. Очень жаль.

заведующая отделением ВРТ EVACLINIC IVF Алла Камлюк
заведующая отделением ВРТ EVACLINIC IVF Алла Камлюк

Комментарий заведующей отделением ВРТ EVACLINIC IVF Камлюк Аллы Мечиславовны:

В Законе Республики Беларусь о ВРТ предусмотрены права и обязанности и оптимальные условия для обеих сторон программы суррогатного материнства. В ней есть медицинская часть и правовая, обе важны. С участниками работают врачи, медперсонал и юристы. В фильме, определенно, есть художественный вымысел, а вот в жизни – это серьезная сделка на основе личной ответственности и законности. Здесь очень важно избежать психологической травмы у обеих женщин и их семей, родить здорового ребенка и стать счастливыми родителями.